Загадка айсберга
Ignoscito saepe alteri, nunquam tibi («Другим прощай часто, себе — никогда»; лат.) Доброе имя лучше любого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота (Притчи Соломона, гл. 22, ст. 1)
Часть первая
Перед нами Артист — в лучах волшебного света, в прекрасном костюме с элегантной бабочкой. Держится он естественно и просто. Волнуется ли он? Конечно! Но для зрителя это незаметно. Несомненно, он нравится сидящей в зале публике — Артист человек обаятельный, остроумный. Слова его, летящие в зал, рождаются сами собой — он постоянно импровизирует! Личность, крупный талант, гений, наконец, они подобны айсбергу. Помните принцип айсберга у Хемингуэя?! Для большинства доступна его надводная часть, вызывающая уважение, порой восторг. Зато как заманчиво увидеть глыбу, которая от глаз скрыта, но составляет основу личности, точнее — ее корни.
Мощные корни Александра Семеновича Левенбука уходят в такую глубину, что дух захватывает. В 1953 году, на переломе советской истории, ему было 20 лет. И до этого рубежа он добрался, пережив войну, послевоенную разруху, поступив в медицинский институт. Путь на эстраду был для него непростым, зато секретами эстрадного ремесла с ним делился сам Михаил Наумович Гаркави — выдающийся конферансье, легенда советской эстрады. «Он мне говорил, — вспоминает Левенбук, — когда выходишь на сцену и не знаешь с чего начать, посмотри в зал и начни говорить о том, что тебя в зале больше заинтересует». Теперь уже Александр Семенович Левенбук сам — знаменитость. За долгие годы, шутка сказать — с 1957 года, работы на радио, на эстраде и в театре о нем написаны сотни статей, сам он дал, полагаю, множество интервью, где рассказывал, конечно, о своем творческом пути, о родителях, о своей семье, о театре «Шалом», где работает уже скоро четверть века! Тут, как говорится, ни убавить ни прибавить. Впрочем, на чердаке моей памяти хранятся воспоминания почти полувековой давности. Но об этом — после короткой паузы.
Анекдот от Александра Левенбука
В аэропорту таможенник спрашивает у старого еврея: «Откуда прибыли?» Старый еврей: «Какие прибыли, что вы? Одни убытки…»
Часть вторая
В конце 1960-х афиша, на которой стояли имена эстрадных актеров Лившица и Левенбука, а также их постоянных авторов Феликса Камова, уже в Израиле вернувшего свою настоящую фамилию Кандель, и Эдуарда Успенского, в большинстве городов СССР производила настоящий фурор. Так было и в 1967 году в Кишиневе, где я проводил каникулы. Наша — моя и моих дорогих приятелей — гуру, знаток театра, кино и литературы, заявила, что мы не имеем права пропустить такой (!) концерт. И хотя мы понятия не имели, кто эта «левенбукская четверка», на следующий день приобрели с десяток лучших мест в партере.
С тех пор прошло, не сложно подсчитать, 45 лет. К тому времени мне доводилось видеть много прекрасных спектаклей и концертов в Ленинграде и Москве, но вечер в Кишиневе остался для меня незабываемым! Я увидел на сцене неправдоподобно свободных людей, искрящихся любовью к нам, зрителям, и друг к другу. Все их номера буквально были освещены прелестным и чистым юмором. И рождалось ощущение, что мы вовсе не на концерте, а в гостях у необыкновенно дорогих нам людей, которые и нам искренне рады. В тот вечер казалось, будто весь зал наполнился чистым воздухом, в котором хотелось летать от восторга.
В антракте я помчался за цветами, благо, цветочный рынок был в двух шагах от филармонии, где проходил концерт. И в начале второго отделения был делегирован на сцену для вручения огромного букета южных цветов. Но, возможно, от волнения споткнулся и чуть не рухнул на кого-то из актеров. Тот ловко подхватил меня и дружески подбодрил. Возможно, это участие придало мне уверенности, поскольку я даже позволил себе сострить — сработал инстинкт кавээнщика. Вручая букет, запинаясь, я сказал: «…За те слезы, что у нас на глазах». Вся четверка дружно рассмеялась и, пожелав мне «никогда и нигде больше не спотыкаться», бережно препроводила в зал. А я теперь уже навсегда запомнил эти четыре фамилии: Лившиц и Левенбук, Камов и Успенский. Спустя годы я познакомился с Аликом Левенбуком. Встречаемся мы, к сожалению, нечасто, но всегда его глаза излучают поразительный оптимизм. Как тогда — на концерте в Кишиневе в 1967 году!
Александр ЕШАНОВ, Россия
Фото автора
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!