Опера «Дон Жуан» произвела фурор в Большом театре

 Яков Коваленский
 11 января 2013
 3465

Прошло 24 года с тех пор, как италь­янский театр Ла Скала последний раз приезжал в Россию. Поэтому можно представить, с каким нетерпением любители музыки ждали этот прославленный коллектив. На этот раз гастроли театра в Москве были короткими. Ла Скала привез только один спектакль — оперу Моцарта «Дон Жуан». Главный дирижер театра Даниэль Баренбойм давно сотрудничает с Ла Скала, а с декабря 2011 года он стал музыкальным руководителем театра. Опера «Дон Жуан» — величайшее создание гения Моцарта, и услышать это творение в исполнении именно итальянского театра — большая удача для меломанов. Оркестр Ла Скала играл бесподобно: великолепное качество звука струнных, у духовых и деревянных инструментов — чудесная фразировка и необыкновенная гибкость. После такого блестящего оркестрового исполнения все разговоры о плохой акустике отремонтированного Большого театра отпали. Если играть на таком же уровне, как оркестр театра Ла Скала, все будет слышно.

Постановщик спектакля — один из самых востребованных и модных оперных режиссеров канадец Роберт Карсен. Последние двадцать лет он ставил различные оперы Моцарта, Верди, Пуччини, Оффенбаха, Яначека, Пуленка и других композиторов в лучших оперных столицах мира. Режиссер трактует «Дон Жуана» как глубоко лирическую драму современности. Порочный герой спектакля Дон Жуан живет в театральном пространстве любой эпохи. Но режиссер, несмотря на перенос действия оперы в наше время, полностью сохраняет либретто Л. да Понте (выдающегося либреттиста и писателя), которое вдохновило Моцарта на создание музыки.
Перенос действия оперы сделан вполне корректно и тонко. Все персонажи спектакля — живые люди со своими переживаниями и страстями, которые находят соответствующие отклики в зрительном зале. Трактовка Карсена театральная в подлинном значении этого слова. Баренбойм также исполняет музыку Моцарта лирично, страстно и драматично. Это довольно редкий случай в современных прочтениях оперы, когда постановщик и дирижер творят в одном ключе, трактовка спектакля от этого только выигрывает. Поэтому смотреть и слушать «Дон Жуана» очень интересно.
Петь в операх Моцарта не так просто, стиль пения сложен, а российские певцы им не владеют. Но московским меломанам повезло, так как в «Дон Жуане» пели выдающиеся вокалисты современности. Роль главного героя исполнял шведский бас-баритон Петер Маттеи, который демонстрировал редкое сочетание прекрасного голоса с яркой эмоциональной игрой. Он даже не играл, а жил на сцене, и каждая минута его пребывания на подмостках была полностью подчинена музыке. Маттеи не раз пел эту партию на различных оперных сценах, но до сих пор у него нет никакого наигрыша и рутины. У певца огромное сценическое обаяние.
В опере три женских образа: любящая Дон Жуана донна Эльвира, донна Анна, страдающая после гибели своего отца Командора, убитого Дон Жуаном, и молодая крестьянская девушка Церлина. Взаимоотношения героинь с Дон Жуаном и составляют основное содержание оперы. Эльвиру пела одна из самых блестящих оперных певиц современности Доротея Решман. В 2011 году она приезжала в Москву, участвовала в «Декабрьских вечерах» и совершенно покорила публику. («Алеф» писал об этом концерте в № 1019.) Пение и игра Решман в роли Эльвиры были безукоризненны и вызвали всеобщий восторг. Изумительный голос с чудесными обертонами, свободно заполнивший зал, прекрасная артикуляция, мастерская подача звука, и при этом никакого напряжения в пении и полное слияние с образом своей героини. Страдания покинутой женщины нашли понимание у аудитории. Доротея Решман исполняет партию Эльвиры во многих постановках театров мира, и везде ей сопутствует успех.
Партию донны Анны исполнила шведская певица Мария Бенгтссон (сопрано). Это новое имя на оперном небосклоне, чистый и ровный голос широкого диапазона. Певица успешно преодолела все трудности этой партии и была убедительна в «схватке» с Дон Жуаном. Церлину исполнила немецкая певица Анна Прохазка. Пела просто очаровательно, легко, изящно, с большим чувством юмора в сценах со своим женихом Мазетто, роль которого исполнил молодой литовский певец Костас Сморигинас. Дуэт Дон Жуана и Церлины, этот шедевр Моцарта, был исполнен необыкновенно красиво с совершенным легато и с такой нежностью, что захватывало дух.
В небольшой партии Командора блеснул украинский бас Александр Цимбалюк. Интересна судьба этого талантливого певца. Он окончил Одесскую консерваторию имени Неждановой, участвовал в различных конкурсах, в которых, как правило, занимал первые места. В 2007 году победил на Конкурсе имени П.И. Чайковского, где получил Гран-при. У него изумительный по красоте и выразительности бас, что в настоящее время большая редкость. Но ни Большой театр, ни украинские театры не взяли этого певца в свои труппы. Для Большого театра это обычная ситуация. Чем лучше поет певец, тем труднее ему попасть в Большой театр! В настоящее время А. Цимбалюк поет в Гамбургской опере и в Ла Скала. Автор статьи слышал концерт Цимбалюка в Одесской филармонии в 2010 году, когда он блестяще пел романсы Чайковского и Рахманинова, а также арии из опер Россини и Бойто. Это выступление запомнилось мне надолго, голос певца волновал и покорял, артикуляция в романсах была просто потрясающая, а тембр голоса, красота тона, посыл звука в зал были прекрасны. Сейчас в России нет ни одного певца, тем более баса, поющего романсы русских композиторов.
В опере Моцарта певец создал глубокий образ страдающего человека и в то же время судьи, посланного Б-гом для наказания Дон Жуана. Именно он призывает Дон Жуана к ответу. Его появление в финале оперы интересно придумано режиссером и эффектно воплощено певцом. Рокочущий бас Цимбалюка как нельзя лучше подошел к партии Командора. И хотя эта роль небольшая, игра и пение Цимбалюка запомнятся надолго. Я был счастлив услышать этого незаурядного певца на сцене Большого театра.
Роль Лепорелло, слуги Дон Жуана, пел молодой румынский певец Адриан Сампетреан, у него хороший баритон, он ловко двигался по сцене, но его исполнение несколько проигрывало рядом с такими колоссами, как Маттеи и Цимбалюк. К. Сморигинас (бас-баритон) — новый и интересный исполнитель роли Мазетто, живой и страстный. Его дуэты с Церлиной были исполнены мастерски.
Роль дона Оттавио, жениха донны Анны, пел итальянский тенор Джузеппе Фильяноти (единственный итальянский певец в спектакле!) У него красивый, но небольшой голос, и звучал он в верхнем регистре иногда напряженно. Но в целом все вокалисты — профессионалы высокого класса, которыми московская публика не избалована. Единственный упрек, который можно высказать дирижеру, — это недостаточность динамизма в исполнении. По сути, «Дон Жуан» — трагическая опера. Трагедии все-таки было маловато.
Год назад российский телеканал «Культура» транслировал этот спектакль из Милана, но показ был сделан не профессионально. Действие спектакля проходит не только на сцене, но и в зрительном зале, даже в центральной ложе. Режиссер-постановщик использовал все театральное пространство, и это оказалось интересным. В телетрансляции это показано не было. Живой спектакль оказался по-настоящему убедительным и красивым.
Кроме оперного спектакля, оркестр театра дал симфонический концерт. Исполнялись три симфонии Моцарта — № 39, 40 и 41. Дирижировал Баренбойм. Все симфонии были сыграны с большим пониманием стиля музыки Моцарта, легко и изящно, динамика звука и легато оркестра были на высшем уровне. Восторг зала был невероятным. Публика аплодировала почти после каждой части симфонии, что обычно не принято, и эти аплодисменты шли от чистого сердца. Когда этот замечательный театр снова приедет к нам и привезет много новых постановок, особенно итальянских композиторов? Будем ждать.
Ведущий рубрики
Яков КОВАЛЕНСКИЙ, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции