Элиэзер Бройер. Человек, который строил синагогу

 Евгения Королева
 11 января 2013
 3132

От редакции Группа российских журналистов посетила Иудею и Самарию. Подобный пресс-тур проводился впервые. Обычно россияне не попадают в эти районы, да и израильтяне тоже бывают там крайне редко. Проект стал возможен благодаря просветительской организации «Место встречи» при поддержке Министерства туризма Израиля, Министерства информации и диаспоры, Совета поселений, местных советов Иудеи и Самарии, а с российской стороны — Русского общества друзей Еврейского университета в Иерусалиме. «Алеф» в этой поездке представлял фотокорреспондент журнала Илья Долгопольский, который привез уникальные фотографии. На одной из них — человек средних лет в зеленой кипе, который молится в синагоге города Хеврон. Его имя — Элиэзер Бройер. Рассказом об этом удивительном человеке «Алеф» открывает цикл статей, посвященных поездке в Иудею и Самарию.

Элиэзер Бройер приехал в Израиль из Литвы в 1972 году. Служил в Армии обороны Израиля. А после демобилизации поселился в Кирьят-Арбе. Вот что пишет о нем Бенцион Тавгер в своей книге «Мой Хеврон». «У меня появился помощник — Элиэзер Бройер, внушительного вида здоровяк лет двадцати семи. Он только отслужил в армии и искал место, где бы ему поселиться. Еще будучи солдатом, Элиэзер побывал во многих местах и остановил свой выбор на Кирьят-Арбе — из чисто патриотических побуждений. С появлением Элиэзера начался новый этап наших раскопок».
О каких раскопках идет речь? Вот краткая справка.

Синагога «Авраам-авину»
В 1540 году евреи, изгнанные из Испании, основали в Хевроне синагогу. Она была перестроена в 1738 году и расширена в 1864-м. В 1929 году в результате кровопролитной резни многие жители Хеврона погибли, а дома и синагога – разрушены. В 1948 году, когда войска Иордании захватили Иудею и Самарию, еврейский квартал Хеврона был почти полностью разрушен. Арабы уничтожили синагогу, а на ее месте устроили загон для овец и ослов. На месте женской части синагоги они построили общественную уборную, а рядом с ней устроили свалку мусора и бойню скота. Также они полностью уничтожили древнее еврейское кладбище, а на его месте насадили огород и виноградник и построили дом. Могильные плиты были разбиты и использовались для строительства заборов. В 1967 году, после освобождения Иерусалима, началось возвращение евреев в город. Профессор Бенцион Тавгер, несмотря на постоянное препятствование властей, проводил в синагоге раскопки. Также он расчищал кладбища, искал обломки могильных плит и реставрировал разбитые надгробия. В этом благородном деле ему помогал Элиэзер Бройер.
Синагога была восстановлена по фотографиям и воспоминаниям выживших жителей Хеврона. В нее были возвращены древние свитки Торы, хранившиеся после 1929 года в Иерусалиме. 22 мая 1981 года отреставрированная синагога «Авраам-авину» была открыта в присутствии лидеров поселенческого движения.
В каких условиях работали поселенцы — в отрывке из книги Бенциона Тавгера «Мой Хеврон».


Камень — оружие поселенца
– Я хочу написать об удивительном человеке — Элиэзере Бройере, — пишет Бенцион Тавгер. — Когда мы начинали раскопки, в моем распоряжении была репродукция картины художника Гутмана «Синагога „Авраам-авину“», написанной в 1920 году. По ней отчетливо можно было судить, что наши раскопки велись с южной стороны синагоги, а вся восточная часть еще не раскопана... Мы раскопали четыре столба. На них хорошо сохранились краска голубого цвета и много надписей. Люди, посещавшие синагогу десятки лет назад, писали на них свои имена. Некоторые были нами прочитаны и сфотографированы. Последней была запись 1944 года.
Элиэзер Бройер мне был послан свыше. Настало время, когда именно такой человек оказался незаменимым. Мы с Элиэзером трудились вовсю. Работа шла в бешеном темпе. Элиэзер быстро приноровился к несложной технике раскопок, физически он был крепким и здоровым. И вот — грянули события.
Как-то приехала группа ребят из кибуца Кфар-Эцион. Четыре парня: трое кибуцников, а четвертый — то ли журналист, то ли экскурсовод. Парни крепкие, привыкшие к физическому труду. Они работали с утра до вечера почти без отдыха. Работа спорилась: мы выносили большие тяжелые камни, отвалившиеся от разрушенного некогда купола синагоги, и сбрасывали их между уборной и магазином.
Этот день я помню очень хорошо. Ближе к вечеру явилась полиция. Мне заявили, что есть приказ, запрещающий здесь копать. Меня просят поехать с ними в военную комендатуру. Возможно, я получу разрешение, вот-вот оно должно быть готово. Меня арестовали. По крайней мере, это выглядело именно так. И это в присутствии арабов! Когда спустя некоторое время я вернулся, перед моими глазами предстала картина разыгравшейся здесь битвы.
Со слов Элиэзера выяснилось следующее. Едва полицейская машина, забрав меня, уехала, арабы, воспользовавшись тем, что наши ребята находились в глубокой траншее, стали забрасывать их камнями. Кибуцники не растерялись. К счастью, у них под ногами было полно камней, и они стали бросать их обратно. Спас положение Элиэзер. Он сумел выскочить и принялся бить камнями по грузовику, стоявшему поблизости. Фара грузовика со звоном раскололась. Тогда он перенес огонь на другие машины. Тут отовсюду с громкими воплями стали сбегаться хозяева автомобилей, требуя прекратить безобразие.
– При чем тут мы? — отвечал Элиэзер. — Камни летят с обеих сторон.
Это сразу подействовало. Владельцы машин встали на сторону евреев, и вся арабская шпана моментально разбежалась.

«Советская власть страдала от меня»
– Я, Элиэзер Бройер, родился в Каунасе в 1948 году и в 1972-м уехал оттуда в Израиль, — вспоминает герой нашего рассказа. — У меня были религиозные соседи и друзья. Сам я из светской семьи. Оба моих деда были религиозными евреями. Я считаю себя преемником семейной традиции евреев-бойцов — моего отца, моего деда. На вопрос, страдал ли я от советской власти, я всегда отвечаю уверенно: «Нет — она страдала от меня».
В Израиле мы с профессором Тавгером в Хевроне восстанавливали синагогу и еврейское кладбище. Полиция и армия много раз арестовывала нас, так как считалось, что не нужно нарушать статус-кво. Если арабы разрушили синагогу, а потом на ее месте сделали загон для скота, то это – нормально. Тавгер и я так не считали. Поэтому у нас отобрали оружие. Ходить по Хеврону безоружным небезопасно. Тогда я заткнул за пояс топор и стал ходить с топором.

«Вампирьи зубы — ни в коем случае!»
– После Пурима 1977 года я отобрал у одного из знакомых мне мальчишек, ныне уважаемого бизнесмена, вампирьи зубы, — продолжил рассказ Элиэзер. — Вскоре когда я, как обычно, спускался в Хеврон, мелуимник (израильский солдат-резервист. — Ред.) предупредил меня о планах полиции арестовать меня и отобрать топор. Я вернулся домой, спрятал топор под кровать, сунул в рот зубы и тогда уже спустился в Хеврон. Я подошел к толпе арабов и, вопреки правилам хорошего тона по рецепту Наины Киевны, цыкнул зубом. Рынок мгновенно опустел, арабы попрятались. Подъехал армейский джип. И хотя топор у меня не нашли, меня задержали и отвезли в мемшаль (штаб-квартира гражданской администрации. — Ред.).
– Ну, Элиэзер, давай топор! — сказал бравый полковник Блох.
– Нет у меня ничего, — ответил я, цыкнул зубом и откозырял.
…В такой истерике я его никогда не видел.
А ночью около здания местного совета опустился вертолет. Из него вышел командующий фронтом Иона Эфрат. Войдя на заседание совета, он произнес:
– Ладно, с топором мы как-нибудь примиримся, но вампирьи зубы — ни в коем случае!
Текст подготовила
Евгения КОРОЛЕВА, Россия
Использованы материалы сайтов: IzRus.co.il, jewage.org и др.



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции