Чарли Чаплин в юбке
О нашей героине Рязанов как-то сказал: «Чтобы стать актрисой с таким ростом (1,50 м), нужно быть невероятно талантливой». Он же ее назвал Чарли Чаплином в юбке…
О нашей героине Рязанов как-то сказал: «Чтобы стать актрисой с таким ростом
(1,50 м), нужно быть невероятно талантливой». Он же ее назвал Чарли Чаплином в юбке.
Речь пойдет о замечательной Лие Ахеджаковой. Для нее самой такое сравнение Рязанова — высшая похвала, ведь именно трагикомедийность — это главное, что определяет ее талант. У Лии Ахеджаковой очень редкое дарование – смесь гротеска и лиризма. Созданные ею образы маленьких комичных женщин, немного не от мира сего, — уникальное явление в нашем кинематографе. Кажется, нет того, кто не любил бы созданных ею персонажей. Одно упоминание имени этой актрисы вызывает улыбку на лицах самых разных людей. Сама Ахеджакова, еще с юности мечтавшая о роли Джульетты, всю жизнь пыталась убежать от образа смешной, доброй и немного странноватой обезьянки. Но в сознании большинства зрителей она была и остается замечательным клоуном, умеющим рассмешить легко и элегантно.
Начало актерской карьеры Ахеджаковой связано с ТЮЗом, где она играла поросенка Наф-Нафа, причем поначалу играла эту роль третьим составом, пока основная исполнительница была беременна. Играла даже ноги курицы, изображая избушку Бабы-Яги. По словам актрисы, образ, когда она получила роль, органичный ее внутреннему миру и дарованию, — образ ослика Иа. Лия Ахеджакова считает, что это абсолютно адекватная ей личность. Ведь что главное в ослике — его бесконечное одиночество и трагикомичность. Ее героини не только удивительно комичны и обаятельны, но, как правило, и очень одиноки.
Роли Ахеджаковой в кино в основном эпизодические или второстепенные. Режиссеры предпочитают использовать ее как некую пряность. Она пример актрисы, которая всего лишь на миг может появиться в кадре — и не только запомниться, но уже навсегда полюбиться зрителям. Недаром ее называют королевой эпизода. Любую роль она способна превратить в шедевр, в маленьком эпизоде она способна зацепить зрителя на события, происходящие в жизни.
Несмотря на свой маленький рост, неправильные черты лица и писклявый голос, Лия Ахеджакова сумела покорить своим талантом и обаянием всю страну. По ее словам, актрисой она стала не благодаря, а вопреки. Еще сам отец актрисы, режиссер и актер, предупреждал, что с ее внешностью ей будет очень тяжело в профессии. Ахеджакова и сама понимала, что в канонах востребованной актрисы должны быть рост, фигура и тому подобное, но покорила она всех не этим. Актриса завоевала признание зрителей неповторимым талантом и детским задором.
Комедийность актрисы необычна, за ней читается грустная ирония. В ее игре с детской непосредственностью и лукавым юмором часто соседствуют ноты драматизма. Ее героиня — это всегда бедолажка, попадающая из одной неприятности в другую.
Героини Ахеджаковой по-чаплиновски смешные и забавные и по-чаплиновски же одинокие. Единственное исключение — это роль в фильме «Служебный роман», где ее героиня — востребованная модная кокетка, дающая уроки своей начальнице, как стать настоящей женщиной. Но даже там ее возлюбленного мы так и не увидим, а лишь услышим, как она разговаривает с ним по телефону. В героинях актрисы беззащитность, хрупкость и нескладность часто соседствуют с волевой решимостью и сильным темпераментом.
Уже в первой значительной роли, которая была написана специально для нее, Ахеджакова сыграла не простой образ. Ей пришлось быть и белой вороной, и сильной малышкой. Имеется в виду ее роль в фильме «Гараж». Актрисе бесподобно даются роли маленьких женщин, в которых бушует целая буря эмоций: от застенчивости до абсолютной раскованности и упертости. Она и в жизни такая.
Удивительная решимость в этой маленькой женщине проявилась в том, что она — единственная, кто наотрез отказался участвовать в съемках фильма «Ирония судьбы. Продолжение». Для Ахеджаковой лучше сняться в рискованном с этической точки зрения артхаусном фильме, чем в каком-нибудь коммерческом римейке. Она никогда не будет играть в сериалах, зато с легкостью сыграет пожилого бомжика, который может и выразиться нецензурно. Главное для нее — понимать, что фильм, в котором она снимается, — не схематичный примитив, что в нем есть глубина и живые эмоции.
Роль в фильме «Небеса обетованные» — одна из самых любимых ролей самой актрисы. В этом фильме, может быть, особенно ярко проявился ее талант смешивать горе и радость, детство и старость, общительность и одиночество, в целом трагедию и комедию. Ее героиня представляет собой уже не женщину, а какой-то комикс. Талант Ахеджаковой в высшей степени народный, понятный любому зрителю, умный и тонкий. Мы хорошо знаем ее по фильмам, изучили многие ее роли, но все-таки кино — это только часть ее. Главное — это театр, там глубина всей ее натуры.
В этом году у Лии Меджидовны, замечательной актрисы театра и кино, народной артистки России (1994) — юбилей. Пожелаем ей добра и здоровья и с нетерпением будем ждать ее новых ролей.
Ведущий рубрики Роман ОЛЕНЕВ, Одесса
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!