Смех и слезы. Юмор и сатира

 Юрий Безелянский
 23 ноября 2012
 5225

Часть 2-я Советский период: безудержный энтузиазм, гигантские стройки, сталинские репрессии, ГУЛАГ. В этих условиях выживали и жили юмористы и сатирики. Им было худо, а сладко было тем, кто бил в барабаны и дудел в трубы, восхваляя режим. Одним из таких фанфаристов был Демьян Бедный. Демьян, ты мнишь себя уже Почти советским Беранже. Ты, правда, «б», ты, правда, «ж», Но все же ты не Беранже, — писал о Демьяне Бедном Анатолий Луначарский.  

Классиками юмора и сатиры в тот нелегкий период были Исаак Бабель, Илья Ильф и Михаил Светлов. О них много написано и известно, поэтому кратенько, самую малость. Рассказчиком Бабель был гениальным. Паустовский вообще считал, что его устные рассказы были сильнее и совершеннее, чем написанные. «Слушайте! Вы будете просто рыдать от удовольствия», — так начинал обычно Бабель, и слушатели рыдали от смеха...
В жизни Бабель много шутил. Сотрудницу одного из журналов упорно величал Леопардой Львовной. Искренне всякий раз приносил свои извинения и тут же снова «ошибался»... Часто по телефону говорил женским голосом: «Его нет. Уехал. На неделю. Передам». А сам сидел за столом и писал, жалуясь: «Главная беда моей жизни — отвратительная работоспособность». Власть пресекла эту работоспособность самым жестоким способом.
Илья Ильф избежал этой участи, но ясно понимал: кирпич летит где-то рядом... Ильф писал в паре с Евгением Петровым. Как отмечал Эренбург, «хорошие писатели — в очень трудное время люди улыбались, читая их книги...» А какие незабываемые герои: Остап Бендер, Киса Воробьянинов, Шура Балаганов, отец Федор, Эллочка Людоедка, Паниковский... Вся моя жизнь до сегодняшнего дня пронизана цитатами из «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка»: «потный вал вдохновенья», «брильянтовый дым», «знойная женщина — мечта поэта», «пилите, Шура, пилите!..», «дышите глубже — вы взволнованы», «Европа нам поможет» и т. д. и т. п. и — «Не надо оваций! Графа Монте-Кристо из меня не вышло. Придется переквалифицироваться в управдомы».
«Киса, мы должны делать карьеру». Ну хотя бы маленькую карьерочку. Ух и замечательный писатель Файзильберг, он же Ильф.

Ах, Моссовет! Ну как тебе не стыдно?
Петровка есть, а Ильфовки — не видно!

Строки Безыменского, комсомольского поэта, тоже не лишенного чувства юмора, и знаменитые строчки: «Все хорошо, прекрасная маркиза». Все, да не все. И об этом много размышлений в «Записных книжках» Ильфа.
«Перестаньте влачить нищенское существование. Надоело!»
«Тяжело и нудно среди непуганых идиотов».
А теперь — Михаил Аркадьевич Светлов (Шейнкман). И лирический, и ироничный, и просто умный поэт. Печально взирающий на жизнь: «Все в жизни “г”, кроме мочи!» По поводу своей сутулости: «Что такое вопросительный знак? Это состарившийся восклицательный!» Стойко и мужественно переносил многочисленные невзгоды и болезни. Принимая соболезнования друзей, Светлов говорил: «Счастье поэта должно быть всеобщим, а несчастье — обязательно конспиративным».
Однажды, глядя на свою жену, красавицу-грузинку Радам, он задумчиво сказал: «И зачем мне этот дворец…» В конце концов, они разошлись. «Почему?» — спросил кто-то Михаила Аркадьевича, и он ответил: «Очень просто. Она любит петь грузинские песни. И хором. А я — еврейские. И один».
Светлов — остроумец, и блистательный. Цитировать его высказывания можно без конца. К примеру: «Порядочный человек — это тот, кто делает гадости без удовольствия». Эпизод из жизни Светлова. Он улетал в Ялту. Друзья говорили:
– Счастливый, едешь к морю...
– Не завидуйте: и под кипарисами можно дать дуба, — без острот Михаил Аркадьевич не мыслил жизни.
Под жанр сатиры и юмора можно записать многих известных литературных старателей: Эренбурга, Маршака, Мандельштама и других (старателей в смысле золотоискателей слова). Одни писали, другие юморили в жизни. К примеру, Эммануил Казакевич, который обожал мистификации. Однажды он вместе с женой был в Большом театре на балете с участием Улановой. Бесконечные овации. Улучив момент, когда стало несколько тише, Казакевич громко, на несколько рядов партера, сказал: «Слушай, Галя, может быть, останемся на второй сеанс? Вроде бы интересно...»
В другой раз в Концертном зале Чайковского Казакевич просидел с приятелем целый вечер, взволнованно наблюдая за игрой двух замечательных шахматистов — Михаила Ботвинника и Давида Бронштейна. А когда выходил в потоке возбужденных зрителей, вдруг громко сказал своему спутнику:
«Безобразие! Где же концерт? За что деньги взяли?! Сидят два очкарика, играют в саски... Надо потребовать деньги обратно!..» За это любители шахмат чуть не растерзали Казакевича. А он улыбался, был доволен...
Слуцкий, Самойлов — это поэты, суперпрофи. А были — и мы их вспомним — профессиональные мастера смеха. Сегодня, к сожалению, их не вспоминают, и поэтому следует восстановить справедливость.
Начнем с Михаила Пустынина (1884–1966). Странная фамилия — ну конечно псевдоним. На самом деле Михаил Яковлевич — урожденный Розенблат. И, как говорится, все сразу встало на свои места. Был видным поэтом-сатириком, сначала в «Сатириконе», затем — в «Крокодиле», разумеется, родом из Одессы, из столицы Республики Юмор. Сначала Пустынин боролся с царским самодержавием, затем в Витебске организовал первый Теревсат — Театр революционной сатиры. Потом перебрался в Москву. Зарекомендовал себя как мастер пародий и эпиграмм.
Эпиграмма на Ильфа и Петрова:
Добра немного на двоих,
Об этом знает и ребенок:
Всего имущества у них —
Двенадцать стульев и теленок.
А вот коротенькая басня Михаила Пустынина:
Задумал мотылек
дать бегемоту в рыло...
Не тут-то было!
Поехали дальше. Эмиль Кроткий (Эммануил Яковлевич Герман,
1892–1963). Сатирик-юморист высокой пробы. У него не было громких званий, но было имя. Атакующий Кроткий — им восхищались, его боялись. Про самого Кроткого «Литературная энциклопедия» 1929 года писала: «Совмещает формалистически-акмеистические элементы с сильной общественно-идейной струей...» — уже смешно. Максим Горький, обращаясь в письме к Кроткому, писал: «Я полагаю, что вам не нужно, не следует конкурировать с Блоком, Белым, Есениным и др. Я полагаю это потому, что И. Бунин говорил мне о вас как о человеке со своим содержанием». Свое содержание — это да. Но именно оно привело Эмиля Кроткого в 1933 году к аресту. В объяснительной записке сатирик написал: «Имущества не имею, кроме обстановки комнаты и книг». Он отделался относительно легко — всего тремя годами ссылки в Сибирь. Но, тем не менее, был напуган до конца жизни и из категории сатириков, разящих режим, перешел в категорию юмористов, слегка укалывающих.
Эпиграммы, сатирические стихи и афористика. Прочитайте сами:
– У строителей воздушных замков всегда хватает стройматериалов.
– Когда вагоновожатый ищет новых путей, вагон сходит с рельсов.
– Не все попугаи говорящие. Есть и пишущие.
– Каждому свое, а иным и чужое.
– Житейские драмы идут без репетиций.
Еще одно имя из юмор-сатирического цеха: Арго (он же Абрам Маркович Гольденберг, 1897–1968). Многожанровый автор. Писал пафосные стихи («Памяти парижских коммунаров»), частушки, программы для театра «Нерыдай», эстрадные обозрения («Семь лет без взаимности», «Спокойно — снимаю»), либретто для оперетт («Жирофле-Жирофля», «Прекрасная Елена»). Я до сих пор помню радиоспектакль по «Жирофле-Жирофля», в котором актриса Юдифь Глезер томным голосом говорила: «Ну а бантики — это так, для романтики!..» А еще Арго переводил Гюго, Беранже, Мицкевича...
Нельзя не вспомнить Ю. Юзовского (Иосиф Ильич Юзовский, 1902–1964), литературоведа и
театрального критика, чьи статьи были наполнены юмором и содержали в себе сатирический яд. Один только диалог между Яковом Костюковским и Ю. Юзовским:
– Как вам пьеса, Иосиф Ильич?
– Не Шекспир.
– А режиссура?
– Не Мейерхольд.
– Ну а герой?
– Не Качалов.
– Значит, не ходить?
– Не знаю.
– Почему?
– Не Белинский.
Следующий! Александр Борисович Раскин (1814–1971) — родился в Витебске, умер в Москве. Написал несколько книг совместно с Морисом Слободским, соавтор сценария фильма «Весна». В 1959 году вышла книга Раскина «Очерки и почерки» (пародии, фельетоны, эпиграммы). Вот четыре строки «Однолюб»:
Всю жизнь любил воспевать жену.
– Я однолю-ю-юб! –
завинчивал все туже...
– И верно: он всегда любил одну,
Но, к сожаленью, не одну и ту же.
О Шостаковиче:
О Шостаковиче
не может быть двух мнений:
Как говорят — обыкновенный гений.
Ну, и знаменитые строки Раскина, написанные в 1953 году:
Не день сегодня, а феерия,
Ликует публика московская:
Открылся ГУМ, накрылся Берия
И напечаталась Чуковская.
А теперь о литературных тандемах.
Дыховичный и Слободской. Владимир Абрамович Дыховичный (1911–1963). Сборники «Где эта улица, где этот дом?», «Бесполезные ископаемые», «На земле, в небесах и на море» и др. Комедии, водевили, фельетоны, сатирические стихи. Объект критики — мещанство (на власть, естественно, рука не поднималась, да и кто позволил бы тогда?!). Среди спектаклей лучшим был «Гурий Львович Синичкин» (квартет авторов: Дыховичный и Слободской, Масс и Червинский). Запомнилась фраза: «Или ты в кино, или ты — девушка!»
Морис Романович Слободской (1913–1991). Начинал писать вместе с Раскиным, а с 1945-го — с Дыховичным. Участник войны. Знаменитый сборник фельетонов «Новые похождения бравого солдата Швейка». В компании с другими сатириками писал сценарии фильмов «Операция “Ы”», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука»...
Следующая пара — Масс и Червинский, которой Раскин посвятил строки:
Произведений масса
Червинского и Масса,
Да нет на них Белинского,
На Масса и Червинского.
Владимир Захарович Масс (1896–1979), москвич. Поэт и драматург, автор многих пьес. В 1934 году пострадал вместе с Николаем Эрдманом за фильм «Веселые ребята». Эрдмана сослали в Енисейск, Масса — в Тобольск. Масс выжил и продолжал искриться талантом, достаточно вспомнить его знаменитые оперетты «Белая акации» и «Трембита». В последние годы Масс записывал стихами легенды и мифы. В 1970-е вел стихотворные записные книжки о прошлом и пережитом:
Нас растили, опустошили!
Нам, блуждающим, как в бреду,
В черепную коробку влили
Мутной ереси ерунду...
Коллега Масса по совместному творчеству — Михаил Абрамович Червинский (1911–1965), одессит. «О друзьях-товарищах», «Трембита», «Белая акация», «Москва, Черемушки» — это все написано в четыре руки.
И еще один тандем: Яков Костюковский и Владлен Бахнов. Яков (Янкель-Иосиф) Аронович Костюковский (1921–2011). Знаменитый комедиограф. Как сатирик начал печататься с 1945 года. Крылатые фразы из фильмов: «Студентка, комсомолка, спортсменка, просто красавица...» и злободневное по сей день: «Да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире». А фигура товарища Саахова?!
Ну и, пожалуй, последний из ушедших могикан-смехачей — Яков Абрамович Сатуновский (1913–1982).
Ха, ты еще не умер,
Товарищ юмор?
Курилка, как ты перенес Нарым?
Не помнишь?
Все, что было, все забыл?..
В подверстку к Сатуновскому. Заканчивать соображения и воспоминания о мыслях, наполненных юмором и наперченных сатирой, непременно надо. Оставим в покое ныне здравствующих (и дай Б-г им здоровья и успехов) — Михаила Жванецкого, Игоря Губермана, Владимира Вишневского, Виктора Шендеровича и прочих мастеров пера и смеха. Тем более, что в деревне Гадюкино идут дожди. А ныне к ним прибавились митинги протеста, обыски и аресты. ОМОН не шутит. Власть грозно сдвинула брови. И нам остается тихо отойти в сторону. Как писал Юрий Тынянов,
Если ты не согласен с эпохой, охай…
Ведущий рубрики
Юрий БЕЗЕЛЯНСКИЙ, Россия



Комментарии:

  • 9 января 2013

    Гость Н.Вайнштейн

    Добавьте Диму Быкова


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции