Тора и современность

 Раввин Довид Карпов
 23 ноября 2012
 3018

Глава «Ваишлах» (32:4) «И послал Яаков перед собою посланцев к Эйсаву, брату своему, в землю Сэир, во владения Эдома» Тема: «Испытания» С этого момента начинаются скитания Яакова, с которыми связаны серьезные испытания и великие свершения, тяжелые утраты и счастливые приобретения. Но не будем забывать, что путь праотца и все невзгоды — это одновременно и путь всего еврейского народа, который назван в честь него народом Израиля. И кто, как не праотец Яаков, знает, что такое испытание?..  

Кого возлюбит Всевышний —  того и наказывает
Испытание, которые посылает нам Всевышний, — это инструмент, с помощью которого Он помогает нам раскрыть глубины души, лучшее сокровенное, что скрыто в нашем сердце. Когда еврей проходит через испытания, раскрывается его Б-жественная сущность. А ради этого можно и потерпеть.
Из сочинений Ребе РАЯЦа, 5700 г.

Сказал рабби Йоханан: «Работник, который обрабатывает лен, когда видит, что лен плох, обрабатывает его осторожно. Но если лен хорош, то бьет его со всей силы — это идет ему только на пользу. Так же и Творец: не посылает грешникам тяжких испытаний, поскольку знает наперед, что они их не выдержат. Кого же Он испытывает? Праведников, как сказано («Псалмы», 12:5): «Всевышний испытывает праведника».
Сборник «Берейшит Раба»

Ради его же блага
Сказано, что («Псалмы, 12:5) «Всевышний испытывает (только) праведника». Когда Всевышний знает, что перед Ним праведник, который способен выдержать испытание, Он его испытывает ради него самого, чтобы его праведность проявилась в полной мере и стала понятной всем людям. Поэтому практически все испытания, описанные в Торе, оказались во благо.
РАМБАН

Глава «Ваешев»
(«Берейшит», или «Бытие», 37:1) «И поселился Яаков в стране пребывания отца своего, в земле Кнаанской»

Тема: «Изучение хасидизма»
Когда братья Йосефа бросили его в яму, подчеркивается, что яма была пустая, без воды, а значит, в ней была всякая нечисть — скорпионы, змеи и т. д. С тех пор этот эпизод приобрел символический смысл: если жизнь человека пуста и не наполнена содержанием — «водой», которая символизирует Тору и служение Творцу, то непременно рано или поздно в ней появится нечто противоположное по духу. Эти короткие рассуждения и замечания подскажут, как наполнить свою жизнь Торой и верой.

Вера и знание
В еврейской традиции вера вовсе не противоречит логике и здравому смыслу, а скорее, дополняет ее. То, что можно постичь умом, следует постичь, а то, что пока недоступно нашему разуму, становится предметом веры. Но наиболее полным образом эти два подхода удалось соединить в рамках хасидской философии. Как сказано (1-я книга «Двирей-га-ямим», 25:9): «Знай Б-га отца твоего и служи ему всем сердцем».
Однако именно чистая вера укрепляет нас и дает нам силы для изучения Торы и исполнения заповедей.
Сборник «Ликутей дибурим»,
Ребе РАЯЦ

Глава «Микец»
(41:1) «И было, по истечении двух лет Фараону снилось: вот, он стоит у реки»

Тема: «Сны» (халэймэс)
В истории праведника Йосефа большую роль играют… сны. И хотя сказано, что «сны — пустое», однако частенько к снам нужно прислушиваться и попытаться осмыслить их содержание.

Сон
Рабби Симхе-Бунем из Пшисихи говорил: «Ночные сны не только напоминают, но и отражают то, чем голова человека была занята в течение дня». Ну чем не по Фрейду?
Всего лишь долгий сон
О конце времен сказано («Псалмы», 26:1): «Когда Всевышний возвратит узников Сиона, мы все будем подобно грезившим наяву». С приходом Мошиаха, когда, по выражению пророка Ишайягу, «вся земля наполнится истинным знанием о Творце», тогда мы все отчетливо поймем, что все те ценности, все, к чему мы раньше стремились, — все это всего лишь пустота и суета, как говорят на идише — халэймэс.
Рабби Цви-Иегуда из Стратина

Глава «Ваигаш»
(44:18) «И подошел Иегуда к нему...»
Тема: «Еврейское традиционное воспитание» (хинух)
Наши гарантии
«Ибо слуга твой поручился за отрока отцу своему…» («Берейшит», или «Бытие», 44:32)
Сегодня, в эпоху финансового кризиса, стали как никогда цениться гарантии и поручительство. Но помимо финансовых и банковских существуют еще духовные гарантии, когда человек ручается не своим имуществом, а своей бессмертной душой. И прежде всего мы отвечаем за своих детей — вырастут ли они евреями и останутся ли преданными еврейской традиции и вере своих отцов.
Когда Йосеф решил арестовать младшего из братьев, тогда Иегуда, который поручился перед своим отцом, что вернет ему Биньямина целым и невредимым, предложил себя вместе него и в горечи воскликнул («Берейшит», или «Бытие», 44:34): «Ибо как взойду я к отцу моему, когда отрока нет со мною? Как я смогу видеть бедствие, которое постигнет отца моего?» Эти же слова может сказать самому себе каждый из родителей еврейского ребенка: «Как я взойду», «Как я верну свою душу Отцу Небесному», когда «отрока нет со мною»: если я не сумел воспитать своего сына должным образом и направить его по своим стопам, по пути Торы и заповедей?! Ведь «раб Твой поручился за отрока»: когда евреи получали Тору, они все громогласно произнесли: «Наши дети — гаранты того, что Тора не забудется в среде еврейского народа».
Рабби Меир из Перемышлян

Пост 10 тевета
(в этом году — 23 декабря)
Пост 10 тевета — едва ли не самый важный, хотя и относительно короткий. Это день начала осады Иерусалима, которая завершилась взятием города и разрушением Второго храма. В Израиле день 10 тевета стал еще и днем памяти жертв Катастрофы, дата гибели которых неизвестна. Поэтому во время молитв на протяжении этого дня принято зажигать поминальную свечу и произносить поминальную молитву.

Глава «Ваехи»
Шабат Хазак!
(47:28) «И жил Яаков в земле Египетской семнадцать лет…»

Тема: «Ожидание Избавления» (геула)
В конце времен
«И призвал Яков сыновей своих, и сказал: “Соберитесь, и я возвещу вам, что случится с вами в конце дней„» («Берейшит», или «Бытие», 49:1)
В конце своей жизни наш праотец Яаков хотел поведать своим сыновьям «тайну Избавления», когда наступит «конец дней» и придет Мошиах (49:1): «И призвал Яков сыновей своих, и сказал: “Соберитесь, и я возвещу вам, что случится с вами в конце дней„». Однако после он переходит к благословениям и как будто забывает, о чем собрался говорить. Это не случайно: в последний момент Всевышний лишил его пророческого настроя. Так что нам самим придется отвечать на вопрос, когда придет Мошиах. И только от нас зависит, чтобы это произошло как можно скорей, уже в эти дни!
Рабби Бунем из Пшисихи

Но все-таки, почему Всевышний скрыл это от нас? Если бы сыны Израиля знали точный срок прихода Мошиаха, они бы не так остро переживали свое Изгнание (галут) и не так страстно желали Избавления (геула).
«Сфат Эмет»



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции