Евреи покидают Мальме

 Давид Шехтер
 9 ноября 2012
 4903

Нынешним летом в шведском городе Мальме прошел «марш ермолок». Сотни людей, надев на головы ермолки, прошли маршем от единственной синагоги города к центральной площади, где состоялся митинг. Это был марш против ситуации, сложившейся с еврейской общиной Мальме в последние годы. И самое интересное — подавляющее большинство его участников (носивших ермолки) были шведами, исповедующими христианство.

Положение евреев Мальме резко изменилось к худшему. Если еще несколько лет назад еврейская община насчитывала более двух тысяч членов, то сегодня их уже меньше 500. Евреи бегут из Мальме, одного из самых богатых, красивых и благоустроенных городов Швеции, где они многие годы жили во взаимопонимании с соседями. Отношения не были идеальными, но они не имели ничего общего с адом, в который превратилась сейчас жизнь евреев Мальме.
Ухудшение ситуации началось с тех пор, как Швеция открыла ворота перед исламскими эмигрантами. Они быстро оценили преимущества жизни в Мальме, и сегодня более трети жителей города — мусульмане из арабских стран и Африки. Чем больше становилось мусульман в Мальме, тем чаще и ожесточеннее становились их атаки на евреев. Зеленый свет давал многолетний мэр Мальме Ильмар Рипло. Достаточно привести лишь парочку его публичных высказываний, чтобы понять, что почем в этом «милом» шведском городе.
«Фашизм, апартеид и сионизм — одно и то же». «Сионизм и антисемитизм — синонимы». «Если бы евреи Швеции осуждали преступления Израиля на оккупированных территориях, то количество антисемитских инцидентов в Швеции существенно бы уменьшилось».
На первый взгляд непонятно, как мог после подобных заявлений этот человек оставаться мэром одного из крупнейших городов страны.
Арабские хулиганы в Мальме безнаказанно избивают на улицах еврейских детей, нагло пристают к еврейским женщинам, устраивают обструкцию еврейским магазинам. Наиболее часто применяемый прием — четверо мусульман заходят в магазин и, не вступая в прямой разговор с его хозяином-евреем, начинают кричать о преступлениях израильской военщины. Продавцу вроде бы жаловаться не на что, и полиция вмешаться не может. Но покупателей крики отпугивают. А мусульманам, живущим в основном на государственное пособие, все равно делать нечего. Они могут себе позволить целый день проторчать в магазине, скандируя без передышки антиизраильские лозунги.
Сегодня в Мальме осталась одна действующая синагога. Руководство общины распродает принадлежащие ей здания. Дело в том, что в них отпадает нужда — кому нужен участок в лесу с деревянными домиками, где устраивали летний детский лагерь, если детей в общине почти нет? При этом бегство евреев привело к уменьшению взносов. Чтобы поддерживать общинную деятельность, приходится расставаться с имуществом.
Несколько лет назад в Мальме сборная Израиля по теннису должна была в рамках турнира на кубок Дэвиса встретиться со сборной Швеции. Это вызвало недовольство местных мусульман, устроивших бурную демонстрацию у стадиона, где должен был проходить матч. Во время демонстрации ее участники, скандировавшие призывы к уничтожению Израиля, набросились на полицию, не дававшую им прорваться на стадион. Кончилось все тем, что встреча состоялась при пустых трибунах. Под вопли демонстрантов, доносившиеся с улицы, израильтяне выиграли с крупным перевесом. Победа была вдвойне заслуженной, но реакции на бесчинства исламских хулиганов так и не последовало. Почему Шведская федерация тенниса решила провести встречу не в Стокгольме, а в мусульманском Мальме? Почему городской совет Мальме задолго до демонстрации постановил не продавать билеты на матч с Израилем? Почему полиция разрешила проведение демонстрации протеста в день встречи и в непосредственной близости от стадиона?
Поведение Ильмара Рипло четко вписывается в шведскую традицию антисемитизма. В социологическом исследовании, проведенном в 2006 году, 41% шведов признались, что являются в той или иной степени антисемитами. А 5% заявили, что испытывают очень сильные антисемитские чувства.
Одним из главных факторов антисемитизма шведов является ярый антисемитизм евангелическо-лютеранской шведской церкви. После Катастрофы он перестал быть демонстративным, но сдержанности шведских клерикалов хватило лишь на несколько десятилетий. При этом они маскировали свой антисемитизм вялотекущими, но постоянными осуждениями «чудовищных преступлений израильской военщины».
В первый раз эти осуждения превратились в разнузданную кампанию после событий в Сабре и Шатиле. А во второй — после начала интифады. С тех пор своего антисемитизма, едва прикрытого фиговым листком заботы о палестинском народе, шведские служители церкви не стесняются. В 2003 году, когда на улицах израильских городов чуть ли не каждый день взрывались палестинские самоубийцы, глава шведской церкви архиепископ Хаммер призвал к бойкоту израильских товаров и к разрыву торгового договора между Израилем и Евросоюзом.
Вторым, не менее важным фактором современного шведского антисемитизма является антисемитизм политического истеблишмента. В 1930-е годы, когда еврейские беженцы из фашистской Германии стучались в двери всех европейских стран, Швеция оказалась закрытой перед ними. Всего трем тысячам немецких евреев было разрешено поселиться в Швеции. Но и этот скудный поток иссяк в 1939 году, когда местные студенты устроили ряд демонстраций протеста, требовавших покончить с «еврейской экспансией».
Во время Второй мировой войны Швеция, официально придерживавшаяся нейтралитета, на деле являлась сырьевой базой фашистской Германии. Правительство социал-демократической партии (правившей страной с 1932 по 2006 годы) не только поставляло в рейх железную руду, но и позволило шведским банкам предоставить колоссальные кредиты немецким промышленникам.
Справедливости ради следует напомнить, что граф Рауль Валленберг, спасший десятки тысяч евреев Венгрии, принадлежал к шведской аристократии. А другой граф — Фольке Бернадотт — был в конце войны послан шведским правительством со специальной миссией в Берлин. Бернадотт вел переговоры с Гиммлером о переправке в Швецию нескольких десятков тысяч узников концлагерей. Правда, переговоры провалились, да и это желание шведского правительства было, по-видимому, продиктовано стремлением хоть как-то отмыться от сотрудничества с рейхом. Но факт остается фактом — такая беспрецедентная попытка была.
Снижение шведского антисемитизма в послевоенные годы также можно объяснить желанием загладить грех коллаборационизма. Но надолго шведов не хватило — изменение политики произошло в 1969 году. Пришедший к власти Улоф Пальме бросил Швецию в объятия «неприсоединившихся государств», большинство которых шло в кильватере СССР. Шведский премьер стал любимцем кремлевских генсеков, которые не могли нарадоваться на его антиамериканские и антиизраильские воззрения. Со времен Пальме Швеция последовательно занимает антиизраильскую позицию, голосуя в ООН и во всех международных организациях вместе с арабами. Шведская поддержка арабов выражается также в ежегодной финансовой помощи палестинской автономии. Она исчисляется десятками миллионов долларов и поступает из шведских благотворительных фондов, главный из которых — Фонд имени Улофа Пальме.
Сегодня в девятимиллионной Швеции еврейская община насчитывает менее 15 тысяч человек. Из них около 4,5 тысячи официально зарегистрированы как члены общины Стокгольма.Но из Мальме евреи не перебираются в Стокгольм. Они либо уезжают в США, либо репатриируются в Израиль. Сегодня в Израиле уже проживают несколько сотен бывших евреев Мальме, строящих свой дом на подлинной родине. В апреле 2011 года из Мальме репатриировался один из самых знаменитых членов общины, известный во всей Европе тромбонист Элиас Файнгерш.
Судьбу евреев Швеции предугадать нетрудно. Достаточно взглянуть на статистику: ежегодно в общине Стокгольма происходит около 120 похорон по еврейскому обычаю. А вот свадеб за тот же год — пять. Уровень ассимиляции достигает 90%. Так что проблема мусульманских нападок скоро разрешится сама собой — евреев в Швеции попросту не останется.
Давид ШЕХТЕР, Израиль



Комментарии:

  • 14 января 2019

    Татьяна

    Как жалко-то - просто не могу кушать!

  • 11 ноября 2017

    Роман

    "На первый взгляд непонятно, как мог после подобных заявлений этот человек оставаться мэром одного из крупнейших городов страны."

    А очень просто - он мэр в Швеции, а не в Израиле. Но если вы считаете иначе, то можете поступить с ним, как вы поступили с упомянутым вами Бернадотом, и не исключено, что и с Пальме тоже. Назовёте в честь его убийцы какой-нибудь аэропорт и, ожидая вылета в него из "нелюбящей вас страны", будете, сидя на чемоданах, размышлять, за что это вас везде не любят.


  • 10 ноября 2012

    Гость

    ... есть от чего впасть в отчаяние...вроде...в августовском номере журнала выход был подсказан...смоленские...ярославские...ивановские.. и другие населенные пункты срединной России...збацаем вторую Палестину...товарищи...?.. поэкспериментируем ?...


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции