Синусоида нашей истории
Когда десять лет тому назад мы с мужем переехали жить в центр Франкфурта-на-Майне в дом у мемориала в память об уничтоженных гитлеровцами франкфуртских евреях, мы не знали, что эта площадь перед кладбищенской стеной с табличками, на которых начертаны имена и скорбные даты, и это сооружение в виде куба в центре площади, и деревья вокруг него — все это также является мемориалом. Мемориалом в память о средневековых обитателях франкфуртского еврейского квартала, называемого в те времена гетто.
А это странное здание, которое мы постоянно видим со своего балкона, стены которого сверху напоминают синусоиду? В этом здании до недавнего времени находились учреждения, ведавшие распределением энергоресурсов города (Stadtwerke). Оказывается, оно выросло здесь в 1987 году на месте самой большой и презентабельной франкфуртской синагоги — Бернеплац-синагоги, уничтоженной гитлеровцами в Хрустальную ночь с 9 на 10 ноября 1938 года.
В 1946 году по инициативе руководства Союзнических войск на месте всех разрушенных фашистами франкфуртских синагог были установлены стелы с памятными досками. Доска в память о синагоге на Бернеплац прикреплена в настоящее время к задней стене здания Stadtwerke. Эта юго-западная стена обращена к входу на старое еврейское кладбище. Если обойти здание, можно увидеть эту черную доску.
Город Франкфурт отметил свое 1200-летие в 1994 году. О характере и истории города, расположенного в самом центре Европы, мы, его новые жители, узнавали, посещая выставки и встречи с писателями и историками. Нам рассказывали о том, как за двенадцать столетий небольшая франконская деревушка у брода через реку Майн, пройдя через все сложнейшие исторические этапы Европы, трансформировалась в тот современный европейский город, каким увидели его еврейские эмигранты из бывшего Советского Союза.
Вот куда привела судьба нас, евреев из бывшего СССР! Как видно, на средневековую, а значит, тоже историческую родину.
Присутствие евреев в свободном имперском городе Франкфурте впервые было засвидетельствовано в документе, датируемом 1150 годом. С тех пор долгая, почти 900-летняя история израэлитов Франкфурта (так здесь называли евреев) не только вобрала в себя все катаклизмы развития Европы, но и накопила собственные драматические события: страшные погромы 1241, 1349 и 1616 годов, навсегда оставшиеся в памяти народа; изгнания и возвращения, принуждение жить в тесном гетто и вновь пожары, и вновь погромы.
Не является ли синусоида здания, построенного на месте синагоги, тоже символом? Символом взлетов и падений в истории евреев Франкфурта?*
История франкфуртских синагог такая же тяжелая и трагичная, как история их прихожан: их грабили, уничтожали и сжигали. Так же, как разрушили в 1938-м гордость еврейской общины Франкфурта — синагогу на Бернеплац.
В Еврейских музеях города хранятся воспоминания тех, кто своими глазами видел бесчинства фашистов в ту страшную ноябрьскую ночь и вздымавшееся высоко в небо пламя горевшей синагоги на Бернеплац.
Не осуждая и не оправдывая жителей, безучастно наблюдавших за глумлением и варварским уничтожением произведения архитектуры, украшавшего центр их города, я попыталась почти дословно перевести с немецкого воспоминания двух очевидцев.
Но сначала — об истории синагоги на Бернеплац и о ее первом раввине.
Ворота, ведущие в небо
Главная синагога, построенная на взносы членов еврейской общины Франкфурта (только барон Амшель Майер фон Ротшильд внес 150 тысяч гульденов), была торжественно открыта 10 сентября 1882 года — 130 лет назад.
В молельный зал внесли десять свитков Торы, и рабби Горовиц на древнееврейском и немецком языках произнес благословение, после чего свитки водрузили в Арон-га-кодеш. Так родилась в еврейском квартале Франкфурта новая синагога у еврейского базара, которая позже стала называться Бернеплац-синагогой.
Площадь, на которой построили эту новую синагогу, носила имя еврея Людвига Лейба Берне — ученого, литератора, публициста, борца за права жителей города. В первой проповеди, прозвучавшей под сводами нового здания, рабби Горовиц говорил о необходимости единения членов еврейской общины, о том, что новый храм символизирует начало счастливой эпохи в жизни евреев Франкфурта. Он закончил свою проповедь словами: «Эта синагога — не только храм, где общаются с Б-гом. Это ворота, ведущие в небо!»
В главном молельном зале храма было 520 мест для мужчин и 360 мест в амфитеатре для женщин. Внутреннее богатое убранство синагоги и газовое освещение соответствовали обычаям и традициям, сложившимся к тому времени за почти 750-летнюю историю франкфуртских евреев.
Со стороны западного фасада находился боковой вход в синагогу, откуда женщины поднимались по ступеням в свой «амфитеатр». Мужчины входили в главный зал и с парадного входа, и с бокового. Здесь же было два выхода к старому еврейскому кладбищу.
Ко времени постройки синагоги на Бернеплац франкфуртская еврейская община насчитывала 11 тысяч членов. (Примерно столько же человек стала насчитывать община после приема эмигрантов из бывшего Советского Союза.)
Рабби Маркус Горовиц пользовался большим уважением и авторитетом среди верующих, религиозная жизнь общины при нем оживилась. Через несколько лет стало очевидно, что синагога на Бернеплац не вмещает всех желающих молиться. В 1901 году синагога была достроена. По свидетельству прессы, храм еще больше впечатлял своей монументальной архитектурой. 8 сентября 1901 года состоялось освящение этой «новой общинной синагоги». Свою проповедь рабби Горовиц начал теми же словами, которыми заканчивал речь в 1882 году: «Эта синагога — не только храм, где общаются с Б-гом. Это ворота, ведущие в небо!»
Размеры и архитектурное решение должны были подчеркивать главенствующую роль синагоги на Бернеплац среди остальных синагог Франкфурта. Храм представлял собой воплощенное в камне самоутверждение и авторитет еврейской общины в городе.
Продолжался рост числа прихожан рабби Горовица. Вышло в свет несколько его книг об истории евреев города на Майне, среди них — «Раввины Франкфурта» (эта книга была заново издана в 1969 году), трактаты «Еврейские врачи Франкфурта» и «Надгробные надписи старого еврейского кладбища». Последняя работа приобрела особую историческую ценность в послевоенное время, так как это кладбище было почти полностью разрушено гитлеровцами.
Маркус Горовиц умер 27 марта 1910 года. Франкфуртская еврейская община продолжала увеличиваться, и в 1928 году назрела необходимость в строительстве еще одной большой синагоги в северной или северо-западной части города. В 1932 году во время празднования 50-летнего юбилея синагоги на Бернеплац уже имелся проект нового, еще большего по размерам храма.
Но, к сожалению, этот проект так и не был реализован — сначала из-за разразившегося экономического кризиса, а затем — из-за прихода к власти национал-социалистов во главе с Гитлером.
В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года во Франкфурте-на-Майне все синагоги были разграблены, подожжены, разрушены и снесены. Исключением стала Вестенд-синагога, но и она тоже изрядно пострадала. Еврейской общине было предписано на собственные средства убрать все развалины и разровнять площадки...
12 июня 1939 года Управление городского строительства доложило своему начальству об окончании сноса синагоги на Бернеплац, которая была к тому времени уже переименована нацистами в Доминиканскую площадь: «Доминиканская площадь полностью очищена и свободна для транспорта».
Сусанна Лангман, Германия
Окончание следует
_____
* Уже несколько лет ведутся переговоры о передаче этого здания еврейской общине
**Использованы материалы музея Judengasse(«Еврейская улица»)
Комментарии:
Ольга, Израиль
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!