Борис Зон. Рыцарь театра
«Школа Бориса Зона» (Уроки актерского мастерства и режиссуры)/ Автор-составитель Владимир Львов. СПб: Сеанс, 2011 «Ему благодарны все! И каждый». Так сказала о Борисе Зоне Алиса Фрейндлих. В 2001 году на церемонии вручения ей премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство» Алиса Бруновна заметила, что ее учителя не нуждались в каком-либо поощрении их чести и достоинства. Ведь они были живым воплощением таких человеческих качеств.
К этой редкой категории людей относился и Борис Вольфович Зон (1898–1966) — актер, режиссер, педагог, профессор Ленинградского театрального института, выпустивший одиннадцать (!) мастерских, в составе которых, как показало время, оказалось немало видных представителей отечественной культуры. В их числе — артисты Николай Трофимов и Эмма Попова, Зинаида Шарко и Ольга Антонова, Александра Назарова и Наталья Тенякова, Эммануил Виторган и Леонид Мозговой. И режиссеры Лев Додин и Александр Белинский, Владимир Вольгуст и Оскар Ремез, и Александр Прошкин, Давид Карасик…
К этому внушительному списку стоит добавить еще Николая Черкасова и Павла Кадочникова, Бориса Чиркова и Бориса Блинова. И тогда каждый поймет, что в книге Владимира Львова «Школа Бориса Зона» речь идет о педагоге высшей пробы, создателе питерского Нового ТЮЗа, оставившем актерство и режиссуру ради педагогики. Причем сделал это Борис Зон абсолютно сознательно. Случай уникальный среди людей театра, для которых, как в опубликованных на страницах книги воспоминаниях посетовала та же Фрейндлих, педагогика зачастую является побочным занятием.
Уроженца Сызрани, сына врача Бориса Вольфовича Зона сцена манила с детства. По свидетельству очевидцев, он был штучным человеком. Исключением из общего правила. Рыцарем театра, как его называли современники. Подлинным аристократом, который даже в тяжелые послевоенные времена носил торжественный костюм и галстук-бабочку. Обладателем особой интуиции, которая позволяла ему почти безошибочно угадать крупицы таланта в том или ином абитуриенте, и получившим за этот дар титул гения набора. Неистовым максималистом, считавшим, что «ради сцены можно испортить себе жизнь», и вместе с тем не принимавшим в своих коллегах малейших проявлений нравственной нечистоплотности и склонности к душевным компромиссам. Апологетом системы Станиславского и учения мастера о театральной этике, искренне влюбленным в личность реформатора театра.
К слову, записи бесед Бориса Зона с Константином Сергеевичем Станиславском составили один из самых интересных разделов книги Владимира Львова. Борис Вольфович Зон был непререкаемым авторитетом для своих питомцев, которых он, по мнению Зинаиды Шарко, любил, как родных детей. Помимо школы актерского и режиссерского ремесла все они прошли у Бориса Зона еще «университеты мудрости и высокой культуры».
Кому не выпала подобная жизненная удача, остается только позавидовать ученикам Бориса Зона...
Майя ФОЛКИНШТЕЙН, Россия
Комментарии:
Владимир Львов
Владимир Львов
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!