Тора и современность
Глава «Теце»: «Когда выйдешь на войну против врагов твоих» (21:10) Тема «Борьба с соблазнами (берур-га-ецер)» Верное средство «И возьмешь ее себе в жены» (21:11) Как известно, выражение, с которого начинается эта глава (21:10): «Когда выйдешь на войну против врагов твоих», трактуется как борьба со своим злым началом (ецер-га-ра) и соблазнами. И первый рецепт, который дает нам Тора, как одолеть свое злое начало: жениться! Семейная жизнь, связанная с постоянной необходимостью заботиться о своей жене и детях, — лучшее средство от всяких соблазнов. Сборник «Толдот Яков-Йосеф»
Глава «Ки Таво»:
«И будет, когда ты придешь в землю, которую Господь, Б-г твой, дает тебе в удел, и овладеешь ею, и поселишься в ней» (26:1)
Тема «Первые плоды, или первинки (бикурим)»
«И возьмешь из всех первых плодов земли, которые ты получишь от земли твоей, которую Господь, Б-г твой, дает тебе» («Дварим», 2:2)
Его земля
Эта глава начинается с описания заповеди «первых плодов», или «первинков» (бикурим), которая неразрывно связана с землей Израиля. Суть этой заповеди в том, чтобы осознать, что земля Израиля, которую ты считаешь «твоей землей», на самом деле принадлежит Господу Б-гу, который и «дает ее тебе». Поэтому ты не волен распоряжаться ею по своему усмотрению.
Из хасидской традиции
Глава «Ницавим»:
«Все вы стоите сегодня пред Господом, Б-гом вашим: начальники ваши в коленах ваших, старейшины ваши и стражи ваши, весь народ Израиля» (29:9)
Тема «Молитвы на Рош га-Шана»
И плохим, и хорошим
В наших молитвах мы обращаемся к Творцу со словами: «Ты Добр, и творишь Добро как плохим, так и хорошим». Но зачем упоминать плохое в День суда? Этому есть множество объяснений, и одно из них: даже в грешниках ты видишь скрытое доброе начало, и если Ты делаешь им добро, то хочешь, чтобы они раскаялись. Другими словами: Ты творишь Добро плохим, чтобы они в конце стали хорошими.
Рабби Бунем из Пшисихи
Глава «Ваелех»:
«И пошел Моше, и говорил слова эти всему Израилю» (31:1)
Заповедь «собрания» (гакгель)
Уроки воспитания
«Собери народ, мужчин и женщин, и детей, покайся, Израиль, и обратись к Всевышнему, Б-гу твоему» («Дварим», 31:12)
Заповедь предписывает раз в семь лет, на исходе «седьмого года» (шмита) собрать весь народ — «мужчин, женщин и детей» — в Иерусалиме на праздник Суккот, дабы пробудить в них «страх перед Б-гом». Некоторые раввины и толкователи полагают, что это касается даже младенцев. Отсюда можно сделать простой вывод: еврейское воспитание начинается буквально с пеленок, т.е. со дня рождения.
Любавичский ребе
Глава «Гаазину»: «Внемлите, небеса, и Я буду говорить»
«Установил Всевышний границы народов по счету сынов Израиля» (32:8)
Согласно одному толкованию, существует внутренняя взаимосвязь между судьбой еврейского народа и всеми мировыми событиями, которые происходят вокруг нас. Именно отношение народов к еврейским общинам, которые находятся среди них — «по числу сынов Израиля»: их процветание или (не дай Б-г!), наоборот, гонения, — определяют отношение Творца к этому народу и его судьбу.
Согласно другому подходу, сам Творец определяет «границы народов». Но почему «по числу сынов Израиля»? Потому, что на каждого еврея возложена духовная миссия, связанная с «исправлением» (тикун) определенной части окружающего мира и других народов. Таким образом, еврейский народ неслучайно оказался рассеян среди других народов: цель этого изгнания (галута) — нести свет Учения и мораль другим людям. А для этого должно быть точное соответствие — «по числу сынов Израиля». Причем это соответствие духовное, а не численное, ведь мы — «самый малочисленный из всех народов».
Месяц элул
Время покаяния и подведения итогов еврейского года
Важное дополнение
В 5755 (1995) году, в месяц элул глава хасидов Гур — рабби Пинхас-Менахем принимал руководителей центральной синагоги, в которой молились гурские хасиды. Посланники изложили перед своим ребе прошлогодний порядок молитв и застолий (шулханот) на весь праздничный период месяца тишрей и поинтересовались, нужно ли, по мнению ребе, внести какие-либо изменения?
Рабби Пинхас-Менахем мельком пробежал список и заметил: «Не думаю, что нужно что-то менять. Здесь все есть, кроме одного: отсутствует раскаяние». Это та самая «малость», которая составляет главное содержание всего месяца элул и первой половины месяца тишрей, включая Рош га-Шана и Йом Кипур.
Источник жизненных сил на весь год
18 элула — «хай-элул» (в этом году — 5 сентября)
Любовь к еврею, или Ты помнишь, как все начиналось…
Выражение «агават-исраэль» можно перевести как «любовь к другому еврею», а можно и как «любовь рабби Исроэля», великого учителя и праведника рабби Баал Шем Това ко всему народу Израиля.
До того, как Баал Шем Тов явил себя миру как учитель и наставник, он в течение долгого времени скрывал свое истинную суть. Вначале он подрабатывал как помощник меламеда, и в его обязанности входило сопровождать еврейских детей по дороге в хедер и обратно. Его ученик и преемник Дов-Бер из Межерича говорил, что хотел бы с таким же чувством и любовью относиться к свитку Торы, как рабби Исроэль бережно относился к чужим детям.
В дальнейшем он путешествовал по еврейским местечкам, одетый как простой селянин, и рассказывал поучительные истории и притчи, наполненные глубоким смыслом. Во время таких визитов он угощал детей сладостями и пряниками, а если кто-то держал в руках яблоко или грушу, вместе с ними произносил благословения «сотворивший плод древесный» (боре при-га-эц), а потом проникновенно отвечал «омен» на произнесенную ребенком браху.
Иногда он прикладывал свою святую руку к сердцу ребенка и желал ему «быть пламенным евреем» (егуди-хам). Многие из этих «его детей» впоследствии признавались, что ощущали благословление и тепло его руки в годину невзгод.
Так зарождалось движение, которое в дальнейшем стало называться хасидизм, или хасидут.
Еврейский Новый год
Много вмещает в себя этот длинный день — Рош га-Шана, «еврейский» Новый год, растянувшийся на двое суток. В первый день праздника, вечером после молитвы Минха, идут к любому водоему, чтобы выполнить обряд «ташлих».
Но самый торжественный и ответственный момент — трубление в шофар. «Главная заповедь дня — шофар», — сообщает нам Мишна. Чтобы выполнить эту заповедь, нужно прийти на праздничную утреннюю молитву 17 и 18 сентября в синагогу. Баал Шем Тов сравнивал пронзительный звук шофара с плачем ребенка, который зовет своего отца: «Папа, спаси меня!»
В эти дни все собираются в синагоге, чтобы вновь почувствовать себя евреем. Сегодня — и на весь год.
Из законов и обычаев Рош га-Шана и Йом Кипур
Десять дней, начиная с Рош га-Шана и заканчивая Йом Кипур (17 – 26.09), получили название «Десять дней покаяния». Это особое время, благоприятное для исправления своих ошибок, совершенных за весь предыдущий год, и принятия решений на будущее.
Праздник Рош га-Шана начинается накануне — 16-го вечером (см. также таблицу зажигания субботних и праздничных свечей). В Рош га-Шана принято желать друг другу хорошей записи в Книге жизни, и чтобы «она была скреплена печатью». В связи с этим существует обычай — праздничную новогоднюю трапезу начинают с того, что макают яблоко в мед и съедают его, желая всем присутствующим «доброго и сладкого года».
Пост Гедальи
На следующий после Рош га-Шана день, 19 сентября, — пост, связанный с трагической гибелью Гедальи во времена Первого храма. Пост начинается с раннего утра и заканчивается с появлением звезд (см. с. 56).
Йом Кипур
25 сентября — канун Дня искупления, или Йом Кипур. Утром совершают обряд каппарот. Незадолго до начала поста устраивают праздничную трапезу, которая по своей значимости приравнивается к самому посту. Однако ее необходимо закончить к началу поста, который начинается 25 сентября вечером, за 18 минут до захода солнца. В Йом Кипур действуют все субботние ограничения. Помимо этого добавляются еще пять запретов, связанных с постом: нельзя есть и пить, купаться, носить кожаную обувь, пользоваться кремами, мазями и косметикой, это также касается супружеских отношений. Обычно День покаяния проводят в синагоге вместе с молящимися. В Йом Кипур желают счастливого окончания недели раскаяния и искупления. Заканчивается Йом Кипур вечером 26 сентября с выходом звезд. По окончании поста устраивается еще одна обязательная праздничная трапеза. Сразу же вслед за Йом Кипур принято начинать подготовку к следующему празднику — Суккот.
Хорошей записи в Книге жизни в Рош га-Шана, скрепленной печатью в Йом Кипур!
Ктива-ва-хатима това!
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!