После всего, что было

 Сусанна Лангман
 7 сентября 2012
 3219

Анна Шварцман никого не удивила, сказав в общине Франкфурта, что она — бывшая узница гетто: – У нас в общине все — бывшие узники. Это же еврейская община! Смысл сказанного дошел не сразу. Позже Анна поняла, что ответ работников общины был вполне обоснован: ее членами до сих пор были только люди из Польши, Румынии, Венгрии — государств, полностью оккупированных гитлеровцами. Так что все выжившие в этих странах евреи действительно являлись жертвами нацистского режима. Именно на территориях восточноевропейских государств, а до того — на востоке Германии были созданы самые страшные лагеря смерти, куда депортировали евреев из Западной Европы.

Из Западной Европы депортировали... На территории западноевропейских стран избегали на глазах местного населения расстреливать евреев в близлежащих оврагах, то есть окончательно решать еврейский вопрос на месте. Лишь после Ванзейской конференции 20 января 1942 года, которая узаконила «план истребления всех 11 миллионов европейских евреев»*, людей стали повсеместно «организованно эвакуировать». Так лицемерно называли транспортировку в лагеря смерти!
А вот перейдя границу СССР, гитлеровцы, уже не стесняясь, сразу же приступали к варварскому уничтожению еврейского населения. Фашисты очень торопились, хотели до наступления холодов занять Москву, Ленинград, захватить как можно большую территорию — блицкриг (молниеносная война). У них не всегда доходили руки до немедленных расстрелов и организации достаточного количества концлагерей. Поэтому и появлялись на оккупированной территории еврейские гетто, в которых людей оставляли «на потом» — ожидать, пока зондеркоманды (спецкоманды) найдут для них время или пока освободятся места в концлагерях. Поэтому в живых остались только те, с кем не успели расправиться.
Еще долго после окончания войны пережитое в раннем детстве возникало в тяжелых снах. Аня в этих снах от кого-то убегала, оглядывалась на преследователей, боялась не добежать до угла, за которым был спасительный подвал, видела вспышки, слышала выстрелы и, крича от страха, просыпалась.
«Если бы у меня был острый-острый нож, — думала пятилетняя девочка, — я могла бы, наверное, резать этих фашистов на кусочки, и мне бы их нисколечко не было жаль».
О своих страшных снах и страшных мыслях Аня никогда никому не рассказывала.
В общине Франкфурта Анна спросила о еврейской организации бывших узников, и ей заботливо подсказали, где найти... антифашистскую организацию — одну из тех, о которых Анна знала еще из советской прессы. И опять община оказалась не так уж неправа: евреи, составлявшие большинство в антифашистских организациях, были бывшими заключенными Освенцима, Бухенвальда и других лагерей смерти. Но не все они состояли в членах еврейской (религиозной!) общины — то ли по Галахе не подходили, то ли по идейным соображениям, будучи коммунистами, сами не вступали.
Организации антифашистов существуют и по сей день, правда, став за двадцать лет гораздо малочисленней из-за естественной убыли. Уже одним своим существованием эти организации не позволяют немцам забыть 12-летнее правление Гитлера. На главных площадях больших городов Германии каждый год 8 мая, в день освобождения страны от нацизма, проходят митинги. О том, что немцы еще хорошо помнят все ужасы войны, говорят многолюдные демонстрации протеста против возникающих праворадикальных партий.
С Марией-Луизой Штайншнайдер и Ренатой Раух семья познакомилась в Объединении преследовавшихся при нацизме (VVN). Тогда, в 1990-х годах, в этой организации кроме бывших заключенных, прошедших через гестаповские застенки, было также много немцев, связанных с евреями крепкими семейными или дружескими узами.
У Марии-Луизы отец был еврей, а дед, как оказалось, был раввином. Позже у нее и муж был еврей. Мария-Луиза написала книгу о своих еврейских предках, передала берлинскому музею статьи и письма отца-антифашиста. Ее отцу не удалось избежать участи депортированных, а затем и уничтоженных евреев. Его арестовали во Франции, куда семья бежала, спасаясь от Гитлера.
А Рената Раух — немка. Ее отец тоже погиб. Он был летчиком и воевал, конечно, на стороне гитлеровской армии. Его сбили над островом Крит. А они с матерью и братом чудом остались живы во время бомбежек Франкфурта союзническими войсками.
Рената стала первой и на многие годы лучшей немецкой подругой. Она оказывала помощь во всем: находила для мужа и зятя подработки, писала письма, звонила по телефону. Подруга помогала также знакомым Анны и родственникам ее детей в поисках квартиры и контактах со служащими официальных учреждений. Неизменно по выходным Рената приглашала Анну с семьей к себе или возила на своей машине за город. И при этом говорила, говорила по-немецки, понимая, что язык — это главное и самое ценное, что она может дать этим людям, доверившим свою судьбу Германии.
Так через 50 лет Анна снова встретилась с немцами. И однажды, прощаясь на лестнице со своей подругой — немкой Ренатой Раух и впервые подставляя ей щеку для поцелуя, Анна вдруг с ужасом вспомнила: «Вот если бы у меня был острый-острый нож...»
И, думая: «Господи! После всего, что было? Что я делаю?! С немкой целуюсь!», сама обняла и поцеловала Ренату.
Сусанна ЛАНГМАН, Германия

Вместо эпилога
C 12 марта по 25 июля 2010 года во франкфуртском Еврейском музее на набережной Майна проходила выставка «Именно Германия!». Выставка, как значилось в рекламе, «основательно подводит итог 20-летней иммиграции евреев из бывшего Советского Союза в Федеративную Республику».
Цитирую из рекламного проспекта вопросы, которые ставили перед собой устроители выставки и на которые, как им казалось, они ответили: «Что привело к этой иммиграции? Какие политические дебаты создали необходимые для этого предпосылки? Какой опыт приобрели иммигранты в Германии? Как отреагировали еврейские общины? Возникло ли сегодня новое немецкое еврейство?»
Я случайно попала на открытие выставки и удивилась, что устроители не пригласили ни одного из переживших войну и оккупацию пожилых иммигрантов, чтобы хоть кто-нибудь из них ответил на самый главный вопрос: как поколение, пережившее войну, и вообще евреи решились на иммиграцию в Германию? А ведь это вопрос, который постоянно задавали и задают нам — старшему поколению — не только бывшие соотечественники, уехавшие в Израиль, США и другие страны, но и сами немцы.
Этот вопрос не рассматривался выставкой, хотя назвали ее «Именно Германия!» — вот так, с восклицательным знаком в конце.
Конечно, ответы на этот тяжелый вопрос у каждого свои. Я же попыталась объяснить решение, надеюсь, не только моей семьи.
Адрес в Интернете: www.ausgrrechnet-deutschland.de
________
*По материалам мемориального центра «Дом Ванзее-конференции» — брошюра «Ванзейская конференция и геноцид европейских евреев», Берлин, 2009.



Комментарии:

  • 9 февраля 2016

    Гость

    Спасибо за комментарий, уважаемая Ольга. До последнего времени действительно грех было бы жаловаться на нашу жизнь в Германиию Но останется ли так дальше, многие сомневаются.Очень уж много воспитанных в ненависти к Израилю и евреям людей (?) прибывает в Германию.
    Камни с именами погибших на улицах получили своё законное название - камни преткновения.
    К сожалению, от моих замечаний о выставке "Именно Германия!" отказаться не могу. С. Лангман

  • 24 октября 2013

    Ольга (Москва)

    Большинство моих друзей, навсегда покинувших Россию, обосновались в США, в Израиле, во Франции и Италии. Лишь немногие отправились в Германию. По их словам, они чувствуют себя там вполне комфортно.

  • 11 сентября 2012

    Гость

    Некоторые комментарии к иллюстрациям.1) Обложка проспекта к выставке "Именно Германия!" 2) Памятная доска на доме, построенном на месте Франкфуртской Берне плац-синагоги, уничтоженной в "Хрустальную ночь"; 3) Слева - Stolpersteine - камни, о которые спотыкаются. Это медные пластинки перед домами, в которых жили жертвы нацизма. На них имена людей и даты их жизни. Такие "камни" появились в городах Германии и Европы нчинвя с 2006 года. Проект художника Гюнтера Демнига. Войдите на сайт www.stolpersteine.com C.Лангман


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции