Шесть незабываемых дней
В этом году в Израиле отмечали 45-ю годовщину освобождения и воссоединения Иерусалима — согласно еврейскому календарю 28 ияра. В 1967 году, в ходе Шестидневной войны, евреям впервые за две тысячи лет удалось установить контроль над священными местами — Храмовой горой и Стеной Плача. В июне 1967 года в результате тяжелых боев были освобождены Иерусалим, Иудея, Самария и Газа — в течение двух тысяч лет изгнания здесь сохранялись еврейское присутствие и памятники древней еврейской архитектуры.
Этот знаменательный день начался с заседания правительства, посвященного Дню Иерусалима. Оно проходило в мемориальном комплексе на Арсенальной горке, где 45 лет назад происходило сражение между солдатами 66-го батальона 55-й парашютно-десантной бригады Израиля и Арабского легиона Иордании. Днем на горе Герцля состоялась церемония, посвященная памяти воинов, павших в Шестидневной войне. А к вечеру колонна участников Марша с флагами («Рикуд дгалим») вышла из парка Ган а-Сус и направилась к Стене Плача. По предварительным оценкам, в этом году в Марше с флагами, который является центральным праздничным мероприятием, приняло участие около ста тысяч человек. Праздник завершился концертной программой в парке Ган Сакер и музыкальным мероприятием под названием «Шира ба-цибур» («Поём вместе»).
***
Вернемся к событиям 45-летней давности.
В этот день (28 ияра) 45 лет назад бойцы десантной бригады под командованием Мордехая (Мота) Гура в ходе тяжелых боев заняли Старый город в Иерусалиме и водрузили над Западной стеной израильский флаг. Столица еврейского государства, часть районов которой 19 лет пребывала под иорданской оккупацией, была снова объединена.
Шестидневная война велась в трех направлениях: с Египтом, Иорданией и Сирией. С военной точки зрения запланированными и успешными были два эпизода войны: атака израильских ВВС на аэродромы Египта, по тем временам выполненная технически безукоризненно, и классический бой дивизии Ариэля Шарона в Синае с занимавшей оборону дивизией египтян. Оба эти эпизода были разработаны командованием с исключительной тщательностью и добросовестно выполнены.
И еще один аспект той войны. После победы Израиля в Шестидневной войне у евреев СССР началось пробуждение национальных чувств. 3 июня 1967 года московский студент Яков Казаков (в будущем — один из шефов разведки «Натив» Яков Кедми) публично отказался от советского гражданства и потребовал предоставить ему возможность выехать в Израиль. Его пример стал для советских евреев поводом задуматься, а потом и совершить алию на Святую землю.
Вот что сказал Яков Кедми в интервью журналу «Лехаим»: «С чисто военной точки зрения Шестидневная война больше свидетельствует о развале арабских армий, в первую очередь египетской, чем о боевых заслугах израильской. Арабские армии вооружены были советским оружием, обучены советскими инструкторами, воевали по советским тактическим схемам. Израильская армия была вооружена западным оружием и воевала по западным тактическим схемам. Вот и получилось, что разгром арабских армий в Шестидневную войну был в какой-то степени и разгромом советской стороны».
Свою точку зрения на эту войну израильский писатель Яша Хейфец обозначил так: «В современной войне побеждает тот офицер, который способен принять самостоятельное решение. В этом-то и было огромное преимущество Израиля. Кто-то из историков очень точно подметил, что Шестидневную войну выиграл израильский сержант».
…Кто бы мог подумать почти полвека назад, что в Израиле найдется немало историков и журналистов, задающихся вопросом: что являет собой Шестидневная война — победу или поражение?
По материалам израильских СМИ и журнала «Лехаим», № 6, 2012 г.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!