Роза и ее журнал «Американская еврейка»
Тринадцатого апреля 1895 года в чикагском «Вечернем журнале» была опубликована статья, посвященная событию в тогдашней общественной жизни — выходу в свет первого номера журнала «Американская еврейка». «Душой» нового издания стала Роза Соннешейн. «За короткий срок она сумела стать одной из самых известных общественниц в Сент-Луисе, яркой личностью в литературных кругах, примером в благотворительности, — было написано в этой статье. — Талантливый литератор с организаторскими способностями, она основала “Американскую еврейку”, первый англоязычный журнал для евреек в Соединенных Штатах, ставший для них “голосом и форумом”». Нынешней весной исполнилось 165 лет со дня рождения дочери своего народа, опередившей время. И это повод рассказать о ее жизненном пути, который не был усыпан розами.
Роза Соннешейн (Rosa Sonneschein) родилась в 1847 году в Моравии, в то время Австро-Венгерской, в семье Фанни Штернфельд и Гирша Бера Фесселя, видного ученого. Роза была младшей дочерью в семье. Она выросла на юго-западе Венгрии, получила хорошее домашнее образование, окончила местную среднюю школу. Для девочки-подростка в середине XIX века это считалось эталоном образованности. В 1864 году в возрасте 17 лет Роза вышла замуж за Соломона Гирша Соннешейна, молодого раввина. В последующие пять лет Гирш, получивший степень доктора философии в Венском университете, занимал различные должности в Праге и Нью-Йорке, а в 1869 году получил направление в Сент-Луис, где и прожил с супругой двадцать лет. У Розы и Соломона было четверо детей: Бен, родившийся в Варасдине в 1865 году; Фанни, появившаяся на свет в Праге в 1866 году; Леонтина, родившаяся там же в 1868 году; и Монро — «дитя Американского континента» (1873 года рождения).
В течение многих лет Роза была верной супругой раввина. Надо сказать: первоначально ивритское понятие «рабанит» означало просто «жена раввина». И не более того. Женщина, будучи замужем за ребе, помогала мужу в его делах тем, что брала на себя все домашние обязанности, чтобы раввин мог быть свободен для своей общины практически двадцать четыре часа в сутки. Но Розе этого было недостаточно, она стала заниматься общественной деятельностью в еврейской общине города. Она организовала хоровое общество в двух общинах Сент-Луиса, которыми руководил ее муж Соломон.
В 1879 году Роза Соннешейн основала еврейское женское литературное объединение Pioneers. На встречах участницы объединения изучали еврейскую литературу, узнавали много нового. Вдохновленная успехами клуба, в середине 1880-х Роза начала публиковать истории и притчи в еврейских периодических изданиях. Поездки в Европу давали ей возможность писать в журналы о всемирных выставках не только в Сент-Луисе и Чикаго, но и в Париже. Ее статьи вызывали восторженные отклики читателей.
Но успехи ребецин на общественной арене пошатнули семейную лодку супругов Соннешейн. В течение многих лет они изображали счастливую пару, а на самом деле не ладили между собой. У них выявились разногласия и на идейной почве, в частности по отношению к идеям сионизма. Это вконец испортило личные отношения. Взаимные обвинения привели к разрыву. В 1891 году Соломон и Роза разъехались по разным домам. Роза готова была подать на развод сама, но позволила Соломону сделать это первым, «чтобы быть избавленной от брака, а не разрушать его». Их развод был окончательно оформлен в апреле 1893 года.
Роза не получила алиментов. Журналистика помогла ей в тот нелегкий период жизни не только преодолеть полосу материальных затруднений, но и приобрести популярность острого публициста, пишущего на злобу дня. Она находилась в составе женской журналистской делегации во время Конгресса прессы в мае 1893 года, проведенного в честь Международной выставки Колумба в Чикаго. Там Роза произнесла яркую речь, высказав, в частности, идею о создании журнала для еврейских женщин Америки. Последующее заседание Национального конгресса еврейских женщин (NCJW), проведенное в сентябре 1893-го, помогло собрать необходимые средства для подготовки первого номера уникального для того времени издания. На упомянутом конгрессе прозвучали новаторские призывы к сплочению актива еврейского женского движения, к совместному обсуждению назревших вопросов и решениям по итогам дискуссий в интересах женщин еврейской общины США.
В апреле 1895 года в Чикаго в свет вышел первый номер ежемесячного журнала «Американская еврейка» (American Jewess). Роза Соннешейн стала и главным редактором журнала, и коммерческим директором, и бухгалтером, и рекламным агентом. Но исполнять все эти обязанности ей одной было не под силу. Поэтому в 1896 году она наняла управляющего делами и открыла дополнительный офис в Нью-Йорке. Но у молодого издания в скором времени возникли финансовые проблемы. Дело в том, что новаторский дух журнала не соответствовал настроениям значительной части еврейского сообщества в Америке, и на активную финансовую поддержку рассчитывать не приходилось.
В 1898 году Роза Соннешейн продала издание, но сохранила за собой должность главного редактора. Однако, несмотря на усилия новых владельцев, экономическое положение «Американской еврейки» не улучшалось. Номер журнала, вышедший в свет в августе 1899 года, оказался последним…
Короткая, четырехгодичная, жизнь «Американской еврейки», тем не менее, оставила свой заметный след. С журнальных страниц Роза Соннешейн постоянно призывала расширить роль женщины в еврейской общинной жизни, в частности в синагоге. В одной из ее статей появилась фраза, которая впоследствии стала афоризмом: «А разве не женщина рождает будущего раввина?»
Особое место на страницах «Американской еврейки» отводилось сионистской тематике. Роза полагала, что сионизм может помочь евреям Восточной Европы избавиться от угнетения, а в США и Западной Европе предотвратить ассимиляцию. Она внимательно следила и подробно рассказывала о том, как проходят Первый и Второй сионистский конгрессы в 1897 и 1898 годах. Роза участвовала в работе Сионистского конгресса в Базеле, она была среди тех двадцати женщин, присутствовавших в зале, когда там принимались исторические решения. Журналистка восторженно сообщила о плане создания в Палестине национального очага для еврейского народа.
После закрытия «Американской еврейки» в 1899 году Роза фактически исчезла из общественной жизни. В XX веке она, тем не менее, продолжала писать статьи и путешествовать, но у нее уже не было больше сил участвовать в работе еврейских женских организаций. Ощущая моральную, да и физическую усталость, Роза ненадолго перебралась в дом одной из дочерей, Фанни, которая пошла по стопам матери и тоже стала журналисткой.
Роза Соннешейн ушла из жизни в Сент-Луисе 5 марта 1932 года. И хотя была разведена к тому моменту чуть ли не сорок лет, в ее некрологе указали: «Вдова раввина Соломона Соннешейна».
В Чикаго и Нью-Йорке вышло не так много номеров журнала, созданного Розой Сонннешейн, но он вошел в историю как первый официальный орган еврейских женских сообществ Америки. «Американская еврейка» знакомила читательниц с традициями и современностью, вступая с ними в диалог. Страницы этого издания были открыты и молодым дарованиям, что ставилось ему в особую заслугу. Роза Соннешейн стала первой ласточкой в профессиональной журналистике, ориентированной на еврейских женщин. О том, насколько Роза опередила время, можно судить хотя бы по тому, что только в 1976 году — спустя более 70 лет — вышел в свет журнал «Лилит» (под редакцией Сюзан Вайдман-Шнайдер), продолживший традиции, заложенные «Американской еврейкой».
Фрэдди ЗОРИН, Израиль
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!