Прогулки по «русскому» Талмуду. Прогулка пятая

 Михаил Горелик
 29 марта 2012
 2870

В Талмуде можно найти что угодно — даже невербальную коммуникацию в духе дзен-буддизма. Продолжим прогулки по «русскому» Талмуду. Напомню, речь идет о комментированном переводе на иврит Вавилонского Талмуда равом Адином Штейнзальцем. Труд этот завершен, но возглавляемые равом Адином Штейнзальцем Институт талмудических публикаций в Иерусалиме и Институт изучения иудаизма в Москве продолжают работу по выборочному переводу Талмуда на русский язык.

В прошлых номерах «Алефа» я начал рассказ об открывающем этот проект «Введении в Талмуд», но так и не довел до конца: уж больно обширно введение — и по объему и по содержанию.
Читаем главу «Меры и единицы измерения». Общая особенность мер и единиц измерения в талмудические времена — их приблизительность, отсутствие эталонов. Создавало ли это проблемы? Если и создавало, то в весьма незначительной мере. Нынешние точность, наличие эталонов, единая система мер не были тогда востребованы ни в быту, ни в экономике, ни в технике. Приблизительность и отсутствие унификации всех более-менее устраивали, потому и существовали. Необходимая сегодня точность, присутствующая, например, в определении метра как длины пути, проходимого светом в вакууме за 1/299 792 458 секунды, в талмудические времена была не только технически невозможной (это само собой), но и (что много важней) прагматически бессмысленной. Нечего было с такой точностью мерить.
Единицы измерения малых длин — вот о чем мы сейчас поговорим. На большие длины места не хватит.
Палец — «эта мера определяется шириной большого пальца в том месте, где он имеет наибольшую ширину».
Ладонь — определяется как ширина сжатого кулака. Ладонь равна четырем пальцам.
Локоть — «определяется как расстояние между локтем и концом среднего пальца». Один локоть равен шести ладоням. Существовало несколько видов локтей. Есть «печальная мера», есть «смеющаяся мера» — они незначительно, но различаются. Причем обыкновенно при использовании термина локоть в Талмуде не указывается, смеется этот локоть или печалится.
Трость — равна шести локтям, тридцати шести ладоням и ста сорока четырем пальцам. В Талмуде трость упоминается довольно редко — обыкновенно, когда речь заходит о строительных работах.
Локоть тоже связан со строительством. Есть в Талмуде термин строительный локоть. Это такая полуметровая деревянная линейка. Приблизительно полуметровая. Близок локоть, а не укусишь, — не об этом локте сказано.
В одной знаменитой талмудической истории некий чудак пришел к рабби Шамаю и попросил объяснить суть Торы, пока он стоит на одной ноге. Рабби Шамай объяснил, причем доходчиво объяснил: поколотил его этим самым строительным локтем, равным шести ладоням. Рабби Шамай был не только мудрец — он был еще и строитель: то ли архитектор, то ли инженер, и он пустил в ход профессиональный инструмент, всегда бывший у него под рукой.
С одной стороны, рабби Шамай определенно не разделял мнения Антона Чехова о том, что краткость — сестра таланта. С другой стороны, ответ его был образцом краткости, то есть парадоксальным образом сестрой таланта все-таки был. Краткости, но не кротости. Хотя как знать: быть может, охаживая невежу деревянным локтем, рабби Шамай сохранял кротость в сердце своем, и то, что некоторые склонны принимать за неподобающую мудрецу гневливость, было всего лишь энергичной формой педагогического вразумления.
Обращаю также ваше внимание, что молчаливое послание, адресованное любителю стоять на одной ноге, — классический пример невербальной коммуникации. Вполне в духе дзен-буддизма.
Михаил ГОРЕЛИК, Россия
Фото Ильи Долгопольского



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции