"ГОЛУБОЙ АНГЕЛ" В ИЗРАИЛЕ

 Семен Киперман
 24 июля 2007
 5390
Жизненным девизом Марлен Дитрих (это имя будущая знаменитость придумала себе в 13-летнем возрасте, соединив вместе два своих имени — Мария Магдалена) стали слова матери, с которой у нее были непростые отношения: «Не расслабляйся, делай что-нибудь!»
Жизненным девизом Марлен Дитрих (это имя будущая знаменитость придумала себе в 13-летнем возрасте, соединив вместе два своих имени — Мария Магдалена) стали слова матери, с которой у нее были непростые отношения: «Не расслабляйся, делай что-нибудь!» Восхождение к мировой известности началось после того, как в 1930 году Дитрих снялась в знаменитом фильме «Голубой ангел» в роли певички гамбургского портового кабачка. Фильм поставил известный в кинематографе режиссер, еврей по происхождению, Джозеф Штернберг по книге Генриха Манна «Учитель Гнус». После этого актрису запомнили и называли «голубым ангелом». Свою признательность и благодарность Штернбергу она выразила в символической надписи на подаренной ему фотографии: «Без тебя — я ничто». Критик Альфред Керр восторженно говорил: «Ее красота потрясает». В очерке «Ангел во плоти» Алекс Резников (Иерусалим) пишет, что Марлен Дитрих была, наверное, единственной актрисой в истории кинематографа, чья безупречная красота вошла в легенду. Но прежде всего была легендой она сама, человек блестящего ума и доброго сердца. Дитрих послужила прообразом певицы Жоан Маду в романе Эриха Марии Ремарка «Триумфальная арка». Другой ее поклонник, Эрнест Хемингуэй, писал: «Если бы у нее не было ничего кроме голоса, все равно одним этим она могла бы разбивать ваши сердца. Но она обладает еще бесконечным очарованием лица... И вот что, вероятно, составляет ее тайну. Редко когда человек такой красоты и таланта ведет себя в абсолютном соответствии со своими понятиями о добре и зле, имея достаточно ума и смелости предписывать себе собственные правила поведения». Эти качества, и в первую очередь мужество, проявились с приходом к власти в Германии нацистов. Далекая от политики Дитрих занимает четкую гражданскую позицию и эмигрирует из нацистской страны. Дитрих ненавидела фашизм. Позже она скажет: «Я ненавидела с 1933-го по 1945-й. Трудно жить, ненавидя. Но если этого требуют обстоятельства, приходится учиться ненавидеть». Выбор был сделан. В Германии были сняты с экрана фильмы с ее участием. Тем не менее фюрер любил смотреть в одиночестве фильмы с участием Дитрих. Он хотел, чтобы актриса вернулась, обещал лично встретить ее и сделать королевой нового (без евреев) немецкого кино. Однако когда личный посланник фюрера Рудольф Гесс навестил актрису на Рождество 1937 года в Лондоне и передал ей: «Фюрер хочет, чтобы вы вернулись», последовало категорическое: «Никогда». После этого Дитрих была занесена в «черный список» врагов фашистского рейха. Геббельсовская пресса начала травлю, поливала ее грязью. Газета «Der Sturmer» писала, что «рожденная в Германии Дитрих проводит много времени среди евреев, работников кино в Голливуде. Ее частые контакты с евреями делают ее полностью ненемкой». Подобные оскорбительные выпады не испугали Дитрих, и она не отступила. Свой ответ Берлину она вновь утвердила в марте 1937-го, подняв правую руку в приветствии американскому флагу. Она приняла американское гражданство, жила в США и работала в Голливуде, но при этом не переставала считать себя немкой и очень переживала за оставшихся в Германии мать и сестру. Бросив вызов нацистской Германии, Марлен Дитрих заняла достойное место в рядах антифашистов. В годы Второй мировой войны она часто выезжала к американским солдатам. Ее дивный голос и теплые слова песен поддерживали боевой настрой солдат. Во время войны актриса собрала для нужд фронта миллион долларов. Позже Дитрих вспоминала: «Я чувствовала себя ответственной за войну, которую развязал Гитлер, и хотела быть причастна к тому, чтобы эта война окончилась как можно быстрее». Ее участие в борьбе против фашизма было отмечено американской медалью Свободы и французским орденом Почетного легиона. В послевоенный период значительной киноработой Дитрих была роль в фильме Стенли Крамера «Нюрнбергский процесс» (1961). В сыгранной ею роли мадам Бертхольд, вдовы аристократа, которая осуждала мужа, сотрудничавшего с нацистами, нашли выражение антифашистские взгляды Марлен Дитрих. В 1960–1970 годах она объехала все континенты, несколько раз побывала в Израиле, где ее восторженно принимали. Американский биограф актрисы Стивен Бах пишет: «Она уважала свою публику. Только человек, испытавший глубокую любовь, мог поведать нам печальные истины об этом чувстве. Только женщина великой красоты могла отказаться от любовных песен, отбросив их, как колыбельные, и только человек, которому пришлось пережить величайшие трагедии и потрясения, мог осмелиться, не щадя себя, предстать перед придирчивым, неумолимым и часто предвзятым судом зрителей в шестьдесят, семьдесят и более лет». В Тель-Авиве и затем во время каждого концерта в Израиле Дитрих, обращалась к зрителям и спрашивала, не будет ли возражений, если она споет песню «Лили Марлен» на немецком языке. Не нужно объяснять, что тогда значил этот язык для евреев, связанных живой памятью с постигшей их Катастрофой. Тем не менее ни одна рука в залах не поднималась против. Отвечая на понимание ее чувств, певица говорила: «Достаточно, что я потеряла свое отечество. Отказаться от языка я не могу...» В Иерусалиме овацией принимали каждую песню Марлен. Фотограф Сарра Росс позже рассказывала: «Когда Марлен появилась на сцене, то, несмотря на свой возраст, выглядела прекрасно. Успех был колоссальный. Переполненный зал после каждой песни взрывался аплодисментами». Успех сопутствовал Марлен и в Хайфе. После Иерусалима и Хайфы она попросила устроителей гастролей остаться еще на день, чтобы дать благотворительный концерт для еврейских детей-сирот. Ее желание было удовлетворено. Обращаясь к израильским зрителям, Дитрих сказала: «Я страдала все эти годы вместе с вами. Но сегодняшний вечер показал, что это стоило того». Последующие годы Дитрих продолжала гастролировать в разных странах. Не оставляла она желания вновь приехать в Израиль. Один из готовившихся ею концертных проектов назывался «Марлен Дитрих читает еврейские шутки». «У меня еврейское произношение, — говорила Марлен своему знакомому, стараясь записать «идишские радости» Лео Ростена. Марлен затруднялась в произношении типичного «р», но у нее было острое чувство юмора, особенно когда она старалась воспроизвести образ аидише мамэ, выглядевшей в ее исполнении не вполне традиционно. Шуток было много. Марлен часто говорила: «У меня есть великолепная шутка об идишском гинекологе». Она играла эти шутки так же, как исполняла песни, мастерски оттачивая каждую из них. По прошествии нескольких лет Дитрих снова приехала в Израиль. Великую актрису принимали во Дворце президента в Иерусалиме, в честь гостьи был устроен прием и в мэрии, возглавляемой Тедди Коллеком. Марлен Дитрих с интересом знакомилась с достопримечательностями города. На улицах ее приветствовали жители, среди которых были много еврейских репатриантов из фашистской Германии. Кто-то вспомнил ее давний фильм «Голубой ангел» и пошутил, что, мол, теперь представилась возможность увидеть ангела во плоти. Внимательно посмотрев на острослова, Дитрих сказала: «Я и впрямь чувствую себя, как в сказке, главное чудо которой — неизбежность счастливого конца».
Марлен Дитрих родилась в 1901 году. Настоящее имя — Мария Магдалена фон Лош. Выдающаяся немецкая и американская киноактриса, немка по происхождению. Создательница женских образов более чем в 40 фильмах. Исполнительница эстрадных песен и песен из кинофильмов. Обладательница почетных наград — медали Свободы (США) и ордена Почетного легиона (Франция). Автор книги «Азбука моей жизни» (1963), мемуаров «Размышления» и «Возьми лишь жизнь мою» (1979). В Израиле Марлен сопутствовал успех, и она попросила устроителей гастролей остаться еще на день, чтобы дать благотворительный концерт для еврейских детей-сирот. Ее желание было удовлетворено. Обращаясь к израильским зрителям, Дитрих сказала: «Я страдала все эти годы вместе с вами. Но сегодняшний вечер показал, что это стоило того».


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции