Хлеб, любовь и фантазия
…Мечта исполнилась: «неудавшаяся художница, скромная статистка стала кинозвездой», — писала Джина Лолобриджида в своей автобиографической книге. А затем разразился скандал. Режиссер хотел делать третью серию «Хлеб, любовь... и да будет так!», но Джина наотрез отказалась сниматься в ней, заявив Луиджи: «Тарзан, сын Тарзана, бабушка Тарзана — так можно дергать за веревочку сколько угодно». Постоянно «дергать за одну и ту же веревочку» она не хотела…
Шестьдесят лет назад на экраны вышел французский фильм Кристиана-Жака «Фанфан-тюльпан»(1952), где главную женскую роль исполнила Джина Лоллобриджида. С этого фильма началось ее триумфальное восхождение на кинематографический Олимп.
«Мисс Италия»
После войны в Риме проводились многочисленные конкурсы красоты, которые были весьма популярны у итальянцев. В те годы победа в таком конкурсе означала начало карьеры фотомодели или актрисы кино. В 1947 году Джина Лоллобриджида завоевала второе место на конкурсе красоты в Риме, однако «по требованию зрителей», которые аплодировали ей почти десять минут, получила право участвовать в конкурсе «Мисс Италия». Правда, здесь она была всего лишь третьей, но это тоже был успех. Молодую красивую провинциалку заметили не только зрители. Предложения сниматься следовали одно за другим, правда, роли были пока эпизодическими.
Она родилась 4 июля 1927 года в деревне Субиско в бедной многодетной семье работников по изготовлению мебели. Помимо нее, в семье было еще три дочери: Джулиана, Мария и Фернанда, но лишь ей одной было суждено стать актрисой. О том, чтобы стать не просто актрисой, но и настоящей кинозвездой, девочка мечтала с детства, которое она провела в небольшой живописной горной деревне. Разбогатеть и стать актрисой можно было только в Риме, куда в 1945-м и переехала ее семья. Денег у провинциалов не было, и они осели на окраине столицы, где будущая кинозвезда зарабатывала свои первые деньги как уличная художница — рисованием карикатур и шаржей. В Риме постепенно ее мечты стали воплощаться в жизнь — она брала уроки оперного вокала, и ей удалось поступить в театральное училище.
После третьего места в конкурсе «Мисс Италия» Лоллобриджида начала сниматься в кино. Сначала в так называемых проходных фильмах — для массовой аудитории. А затем последовало приглашение от Карло Лидзани. Первую свою значительную роль Джина Лоллобриджида сыграла в 1951 году в его фильме «Опасно: бандиты!»
Настоящий успех в кино пришел к ней ровно 60 лет назад — после выхода на экран французской кинокомедии Кристиана-Жака «Фанфан-тюльпан» (1952), где она исполнила главную женскую роль, а ее партнером был Жерар Филипп. После этого фильма Лоллобриджида становится невероятно популярной. Здесь, может быть, впервые, Джина показала себя не только красивой женщиной, но и темпераментной, характерной актрисой. С этого фильма за ней закрепляется амплуа непокорной девушки из народа, задиристой и острой на язык.
Французский журналист А. Саварис отмечал: чтобы сыграть такую роль, недостаточно только женской красоты и обаяния, «Джина обладает еще и подлинным актерским дарованием». Именно актерское дарование помогло ей наиболее полно раскрыть свой талант в ролях простых итальянских женщин в фильмах, которые снимали Марио Солдати («Провинциалка», 1953), Луиджи Дзампа («Римлянка», 1954). А картины Луиджи Коменчини «Хлеб, любовь и фантазия» (1953) и «Хлеб, любовь и ревность» (1954), где она вновь играет темпераментную крестьянскую девушку с юга Италии, сделали Лоллобриджиду одной из самых популярных кинозвезд середины 1950-х годов не только в Италии, но и во всем мире. За роль в дилогии Коменчини она получила приз «Серебряная лента», а через год фильм номинировался на премию Британской киноакадемии.
Мечта исполнилась: «неудавшаяся художница, скромная статистка стала кинозвездой», — писала Джина в своей автобиографической книге. А затем разразился скандал. Режиссер хотел делать третью серию «Хлеб, любовь... и да будет так!», но Джина наотрез отказалась сниматься в ней, заявив Луиджи: «Тарзан, сын Тарзана, бабушка Тарзана — так можно дергать за веревочку сколько угодно». Постоянно «дергать за одну и ту же веревочку» она не хотела.
В 1955 году американский журнал «Тайм» публикует фото Лоллобриджиды. Это уже было международным признанием. Через год Джина получила приглашение сниматься в Голливуде. В 1950–1960-е годы актриса много работает в Америке и Франции, но не забывает и родную Италию. Фильмы, в которых она снималась, главным образом были коммерческие, псевдоисторические постановки «Соломон и царица Савская» (1959), «Имперская Венера» (1962) и др.
Но она хотела попробовать себя и в других жанрах. Единственным исключением из «коммерческих правил» был фильм Ренато Кастеллани «Бурное море» (1963), рассказывающий о трудной жизни моряков, в котором Лоллобриджида сыграла роль хозяйки гостиницы для матросов.
Тайм-аут
В конце 1960-х годов ей надоели коммерческие поделки, и Джина все реже и реже стала появляться на экране, а затем в ее актерской карьере наступил многолетний перерыв. «Надо, чтобы каждая следующая роль была лучше предыдущей, а это трудно, учитывая стандартные сценарии. Я бы предпочла сниматься не в дорогих боевиках, а в картинах режиссеров, которые что-то ищут, стремятся говорить с экрана правду», — объяснила она свое решение журналистам.
Предложений не было, и Джина сделала еще один шаг — она вообще ушла из кино. Это было больше, чем поступок. Но работу в кино 40-летней Джине заменили увлечения и семейная жизнь. Счастливую семейную жизнь разрушила трагедия. В 1979 году в автокатастрофе погибает ее муж Милко Скофич, югослав по национальности и врач по специальности.
Она нашла в себе силы устоять в обрушившемся на нее несчастье. У нее был сын Милко-младший, а всё остальное время она отдавала другим занятиям — рисованию, лепке и фотографированию.
Фотограф, скульптор, режиссер
В 1970-х годах кинематографическая карьера Джины пошла на спад и почти завершилась в 1973 году участием в фильме «Смертный грех». После этого в течение последующих десятилетий она снялась всего в нескольких фильмах и несколько раз принимала предложение сниматься на телевидении.
Но конец карьеры не означал конец пути. Когда ее карьера актрисы кончилась, началась другая. Долгое время Джина увлекалась фотографией, сейчас она решила отдаться ей целиком. Она делает портреты кинозвезд и знаменитых людей, проявивших себя в искусстве. Среди них были Пол Ньюмен, Сальвадор Дали, Фидель Кастро и даже футболисты сборной Германии по футболу. Она выпускает авторские фотоальбомы, посвященные родине, детству, животным. В 1973 году ее работами заинтересовался журнал Italia Mia, для которого она снимает несколько фоторепортажей.
Но, как говорится, если человек талантлив — он талантлив во всём. Однажды она увлеклась ваянием скульптур, а в 1976 году бывшая кинозвезда вновь вернулась в кинематограф — но не художественный, не как актриса, а как режиссер-документалист — она сняла фильм о Кубе, для которого взяла интервью у Фиделя Кастро. В это время она находилась на вершине популярности — о таланте и красоте Лоллобриджиды ходили легенды, перед ней открывались двери Королевского дворца в Лондоне и Белого дома в Вашингтоне.
За что бы ни бралась Джина, ей везде сопутствовал успех. Одно время она даже пробовала себя в качестве консультанта в крупных косметических компаниях, хотя сама была убеждена в том, что «лучшая косметика — это любовь». В 1986 года Джина выступила в качестве председателя жюри на Берлинском кинофестивале.
В 1997 году актриса исполнила роль Габи Береби в фильме XXL. Через два года Джина Лоллобриджида баллотируется в Европарламент, на добровольных началах сотрудничает с ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ. В феврале 2004 года она, в последние годы снискавшая известность в качестве скульптора, была удостоена звания командора французского ордена Искусств и изящной словесности, который вручается за создание произведений искусства и литературы. Выступая на церемонии вручения высокой награды, министр культуры Франции Жан-Жак Айягон охарактеризовал Лоллобриджиду как «великую актрису, ставшую легендой для многих поколений зрителей». Как сказал министр, в каждой из своих ролей звезда итальянского и мирового кинематографа «воплощает идеал красоты, милосердия и искренности».
Принимая награду, актриса выразила надежду на то, что высокое звание поможет ей «противостоять трудностям, с которыми она из-за зависти и злобы сталкивается при организации выставок своих скульптур в Италии». А журналистам заявила, что она как Колизей — никогда не рухнет.
Богатая и независимая, она сумела сохранить свою красоту и соглашается сниматься только ради удовольствия, да и то при условии, что новая роль не уступит ее прежним известным всему миру работам.
P.S. Свой приезд на Московский кинофестиваль в 2007 году Джина Лоллобриджида приурочила к 80-летнему юбилею. «Последние десять лет своей жизни я категорически не снимаюсь в кино. Я увидела свое предназначение в другом, — рассказала актриса в интервью газете “Известия”. — Делаю скульптуры, занимаюсь фотографией. Сначала то и другое было просто моим хобби. Но так получилось, что близкие люди, которым я доверяю, уговорили меня подготовить персональную выставку моих работ. И знаете, где прошла моя первая персональная выставка — вообще первая в жизни? В России! В Музее изобразительных искусств имени Пушкина!» Выставку итальянской гостьи посетили десятки тысяч людей.
Виктор ГОРН, Россия
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!