Прогулки по «русскому» Талмуду

 Михаил Горелик
 11 марта 2012
 2669

Продолжим прогулки по «русскому» Талмуду. Напомню, речь идет о комментированном переводе на иврит Вавилонского Талмуда равом Адином Штейнзальцем. Труд этот завершен, но возглавляемые равом Адином Штейнзальцем Институт талмудических публикаций в Иерусалиме и Институт изучения иудаизма в Москве продолжают работу по выборочному переводу Талмуда на русский язык.

В прошлых номерах «Алефа» я начал рассказ об открывающем этот проект «Введении в Талмуд», но так и не довел до конца: уж больно обширно введение — и по объему и по содержанию. 
Одна из целей «Введения» — создать терминологическую базу: описать специфические термины, встречающиеся в Талмуде. Естественно, термины разложены по разным «корзинам». Среди прочих таких глав-корзин есть во «Введении» глава «Меры и единицы измерения». Очень любопытная. Что измеряли? Да понятно что: время, длину, площадь, объем, вес.
Чтобы сразу же отсечь ненужные вопросы, скажу честно и прямо: радиоактивность и силу тока не измеряли — как-то обходились. Да что там сила тока — измерением скорости не интересовались.
Поговорим о времени. Как измерялось в Талмуде время? Йовель — пятьдесят лет. Шмита — семь лет. Год — Талмуд различает обычный для еврейского календаря лунный год (324 дня) и обычный для цивилизации, в которой мы живем, год солнечный (365,25 дня — вполне себе точно).
Обратите внимание: в качестве мер времени нет ни века, ни тысячелетия — по той простой причине, что ни век, ни тысячелетие галахически не востребованы. Что означает галахическая востребованность? Галаха — еврейское религиозное право. Введение термина предполагает связанные с ним определенные практические действия, выполнение законов. Тысячелетие как мера измерения времени не востребовано, поскольку никаких законов по случаю тысячелетия не предполагается, а йовель востребован, поскольку Тора содержит законы пятидесятого года. Среди прочих: все рабы получают свободу.
Месяц — само собой, лунный — 29 (неполный) или 30 дней (полный) — всё, как в нынешних еврейских календарях, висящих у многих читателей «Алефа» на стенке.
День — 24 часа, со времен Талмуда нисколько не изменился. День начинается с появлением первой звезды. И в полном соответствии с Торой: и был вечер, и было утро. Сначала вечер, а уж потом утро.
Час. Ночной час — одна двенадцатая часть времени от первой звезды до восхода солнца, дневной час — одна двенадцатая часть времени от восхода до первой звезды. Таким образом, по длительности ночные часы с дневными не совпадают. И в течение года длительность часа меняется, поскольку меняется продолжительность светового дня: летом дневной час больше, чем зимой, а ночной — меньше. Так с непостоянными часами жили и нисколько от их непостоянства не тужили.
А вот несколько экзотических мер времени.
Время, за которое человек проходит 2000 локтей, — способ определения времени через расстояние. Локоть — о нем я непременно расскажу, когда мы доберемся до мер длины, если мы до них когда-нибудь доберемся — так вот, локоть — это примерно полметра. Стало быть, в этом расстоянии в неявном виде задан километр.
Время, за которое можно съесть полбуханки хлеба.
Время, за которое можно сказать: «Мир тебе, мой учитель».
Все эти термины (а это действительно термины) — не игра в бисер, не проявление бескорыстных игр чистого разума, а инструменты еврейского религиозного права, то бишь галахи. Желающие узнать подробнее про полбуханки и про то, какое отношение она имеет к галахе, берут «Введение в Талмуд», находят главу «Меры и единицы измерения» и начинают изучать ее самостоятельно. Или идут в Институт изучения иудаизма под руководством рава Адина Штейнзальца и записываются на соответствующий семинар.
Вопрос: за какое время вы съедаете полбуханки хлеба?
Задание: немедленно поставьте эксперимент и напишите о результате в редакцию.
Совет: для чистоты эксперимента съешьте несколько раз по полбуханки и обобщите полученные данные.
Михаил ГОРЕЛИК, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции