«Через пение мы достигнем радости и экстаза»
«Иерусалим» — это название музыкальной концертной программы испанского музыканта Джорди Саваля, с которой он выступает по всему миру. Осенью этого года он со своими двумя оркестрами и солистами приехал на гастроли в Хельсинки и исполнил «Иерусалим». Благодаря любезности руководства Хельсинкского фестиваля и особенно Sini Koskimies автор статьи смог побывать на концерте и готов поделиться своими впечатлениями. Саваль составил музыкальную программу, посвященную «Иерусалиму — городу двух миров: Б-жественному и земному». Идея концерта и тексты были взяты из сочинений каталонского поэта и исследователя еврейской литературы и истории Мануэля Форкано. Джорди Саваль — выдающийся музыкант, фигура космического масштаба. Он приложил все усилия для изучения забытых или утерянных музыкальных сокровищ, возрождения и пропаганды их. Сам он играет на старинном инструменте виола де гамба и дирижирует. Он создал три различных коллектива: в 1974 году — инструментальный ансамбль Hesperion XXI, в котором играют на старинных инструментах, и вокальный ансамбль La Capella Real de Catalunya; в 1989 году — большой Оркестр наций.
Благодаря своим поискам, исследованиям и концертным выступлениям с этими коллективами Саваль стал первооткрывателем и пропагандистом старинной музыки. Он начал выступать с шести лет в детском хоре в своем родном городе Игулада в Каталонии. Затем он обучался игре на виолончели в Барселонской консерватории и окончил ее в 1964 году. Потом музыкант продолжил изучение виолы де гамбы и других старинных инструментов в Schola Cantorum в Базеле.
В настоящее время Саваль — ключевая фигура в популяризации старинной музыки. Он со своими ансамблями дает до 140 концертов в год! У него есть программы, посвященные Христофору Колумбу и музыке его времени, Дон-Кихоту Ламанчскому, музыке эпохи крестоносцев и их походов на Святую землю, испанскому и еврейскому искусству в Средние века и др.
Представление «Иерусалим» было создано в 2008 году. С ним Саваль выступал во многих странах. Эпиграфом к статье «Голоса Иерусалима», написанной профессором Еврейского университета в Иерусалиме Amnon Shiloah, взяты слова рабби Нахмана из Вроцлава: «Через пение мы достигнем радости и экстаза».
Концерт открывается звуками шофара, на котором играет израильский музыкант Yagel Harel. Шофар — важнейший инструмент для истории еврейского народа. Он звучал еще во времена Маккавеев, когда римляне разрушили Второй храм, во время захвата Иерусалима Оттоманской империей.
В представлении участвуют несколько израильских музыкантов: певец и чтец Lior Elmalech, ударник Erez Shmuel Mounk и Yair Dalal, играющий на уде — старинном щипковом инструменте, распространенном на Ближнем Востоке, в Армении и Азербайджане. Уд является предшественником европейской лютни, имеет деревянный корпус в виде груши.
После звуков шофара начинается представление. Первая часть концерта называется «Иерусалим — еврейский город». Звучат псалмы из Талмуда (122 и 137), описывающие историю Иерусалима, царя Давида и его роль в еврейской истории, рассказы о строительстве Первого храма царем Соломоном и о разрушении Храма различными завоевателями.
У израильского певца L. Elmalech сильный и красивый голос, он пел на иврите, а также читал псалмы (жаль, что в программке не было перевода этих текстов). Звучала инструментальная музыка, воссозданная по архивным материалам (время — II век до новой эры), дирижировал Джорди Саваль. Следующие части назывались: «Иерусалим — христианский город» и «Город пилигримов», звучала музыка IV–XIII веков на французском и латинском языках. Средствами музыки и пения велся рассказ о походах крестоносцев, беспрерывных войнах на Святой земле, появлении арабов, а также о захвате Палестины Оттоманской империей. В этих частях также было несколько иудейских песнопений, в частности была исполнена песня «Прекрасная земля, прекрасный мир» на слова Иегуды Галеви (1075–1141). В части, называемой «Город пилигримов», читали тексты из его сочинений и рассказывали о его паломничестве в Иерусалим, где он скончался. Также чтец рассказывал о Моисее бен Маймоне из Кордовы и его паломничестве в Иерусалим из Каира в 1165 году, и о Моисее бен Нахмане, который после бегства из Каталонии в 1267 году смог добраться до Иерусалима и жил там до своей кончины в 1270 году. Незадолго до смерти он писал: «Святость Иерусалима никогда не прерывалась». Все тексты были интересно составлены: прослеживались история города, влияние различных культур, их взаимосвязь. Большинство певцов и чтецов были профессионалами высокого класса.
Последняя часть концерта — это Иерусалим XV–XX веков или «Город беженцев и изгнанников». В них прозвучала анонимная песня сефардов из Сараева и был прочитан большой отрывок из поэмы израильского поэта Иегуды Амихая (1924–2000) «Иерусалим». Говорили о создании Государства Израиль и вспомнили слова Давида Бен-Гуриона: «Иерусалим — это дух земли Израиля». Кроме еврейских текстов и музыки, прозвучал армянский плач 1915 года — года, когда были совершены массовые убийства армян турками. Этот фрагмент дополнили исполнители на армянских национальных инструментах — дудуке и каманче.
Но самое потрясающее ждало нас впереди. Речь идет об исполнении молитвы обо всех усопших. Так музыканты почтили память жертв, погибших в концентрационных лагерях. Это произведение, которое называется El male rahamim, было исполнено в 1941 году в самом Освенциме. Существует исторический факт: румынский еврей Шломо Катц перед отправкой в газовую печь лагеря попросил разрешение у немецкого офицера прочесть молитву. Мощь и красота молитвы произвели огромное впечатление на фашиста, он спас Катца от казни и помог ему бежать из лагеря…
Саваль включил в концерт запись этой молитвы, сделанной Шломо Катцем в Израиле в 1950 году. Молитва была исполнена в полной темноте, только на подиуме горели свечи, а на большом экране мы видели поющего Шломо Катца. В зале стояла звенящая тишина. Впечатление было ошеломляющее, плакали практически все присутствующие, многие рыдали. Моя соседка — литовский музыкант — так рыдала, что это мешало мне слушать текст молитвы. Позже она рассказала, что ее бабушка была убита немцами в первые дни оккупации Литвы прямо на улице.
Публика пережила катарсис от пения Шломо Катца. После этого было трудно сосредоточиться и слушать концерт. Закончился он совместной молитвой евреев, арабов и армян о мире на Святой земле. Еврейскую молитву Ghazali читали на иврите, но была еще одна молитва — Durne, hermoza donzella на ладино. Закончился концерт звуками шофара.
Аплодисменты и вызовы артистов на поклоны были бесконечными. Этот концерт стал большим событием в моей жизни. Он выпущен на CD вместе с великолепно иллюстрированной книгой, тексты в которой даны на иврите, арабском, испанском, каталонском, английском, французском и немецком языках.
Джорди Саваль создал и исполнил со своими музыкантами интересную программу, посвященную великому городу Иерусалиму. Честь ему и слава!
Яков КОВАЛЕНСКИЙ, Россия
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!