Особая дата в еврейском календаре 33-й день «омера», который выпадает на 18 Ияра, связана с именем великого мудреца прошлого рабби Шимона бар Йохая, или РАШБИ
Особая дата в еврейском календаре 33-й день «омера», который выпадает на 18 Ияра, связана с именем великого мудреца прошлого рабби Шимона бар Йохая, или РАШБИ. Он был одним из выдающихся учеников другого великого мудреца Талмуда рабби Акивы. Девизом праздника стала цитата из нашей главы: «Возлюби ближнего, как самого себя», которую так часто любил повторять рабби Акива, неизменно добавляя: «Это великое правило в Торе».
Вот некоторые из многочисленных комментариев на эти слова.
«И люби ближнего своего, как ты (любишь) самого себя, Я Г-сподь» («Ваикра», или «Левит», 19:18)
Все знают начало этой фразы из Торы: «Возлюби ближнего своего...», но не все могут воспроизвести эту фразу полностью в том виде, как она приведена здесь. А ведь в Торе важно каждое слово, каждая буква и даже значок. Иначе теряется истинный смысл слов.
Как я должен любить ближнего? Так же, как и Всевышний любит свой народ! Всевышний любит народ Израиля, даже если он нарушает Его волю. Так и мы должны любить другого еврея, даже несмотря на его порой пренебрежительное отношение к нам.
«Не питай в сердце твоем ненависти к брату твоему, увещевать
увещевай ближнего своего и не
понесешь на него греха» (19:17)
Почему все эти три разных указания Писание соединило в одной фразе? Когда ты «увещеваешь своего брата», то должен это делать из чувства любви и заботы о нем, а, не дай Б-г, не вымещать на нем свою злобу и неприязнь. Но даже если ты попытался вразумить его (Мудрецы говорят при этом: «увещевать увещевай»: хоть и до ста раз!), а он не прислушался к твоим словам и упорствует в своем грехе, то все равно: «не возводи на него греха»! Только себя ты должен винить в том, что не нашел нужных слов для убеждения, но ни в коем случае не его.
«И возлюби ближнего своего, как самого себя, Я Всевышний» (19:18)
Мы любим своих детей, даже если они и не слушаются нас. «Еврей, даже если он согрешил, все равно остается евреем», то есть единственным и любимым сыном у Творца!
Что означает: «любить, как самого себя»? Себе человек склонен прощать все недостатки и свои собственные проступки, и любит себя, несмотря на них. Точно так же и ты должен относиться к «ближнему» другому еврею.
(Баал Шем Тов)
Раввины не изменились
Однажды рабби Ехиелю-Меиру из Островца довелось услышать претензию в адрес раввинов: «Почему раньше раввины имели свое мнение, не боялись его высказывать, и к их голосу прислушивались, а теперь все по-другому?»
За всех раввинов рабби ответил так: «Здесь проблема вовсе не в самих раввинах. Раввины не изменились изменилась община. Раньше люди признавали авторитет раввинов и слушались их указаний. Теперь же невежественные люди не желают слушать знатоков Торы и сами кричат громче других. Вот голоса раввинов и теряются в общем шуме».
Впрочем, этот «обмен мнениями», произошедший лет двести назад, возможно, тоже успел в известной степени утратить свою актуальность.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!