Виктор Шендерович и его «Одесса у океана»
В Одесском русском театре прошла премьера новой пьесы московского драматурга и сатирика Виктора Шендеровича «Одесса у океана», посвященная судьбам еврейских эмигрантов из Одессы, уехавших в 1980–1990 годы из СССР в США.
Действие пьесы происходит в наши дни в Нью-Йорке, в ней два персонажа — старый одинокий еврей мистер Гольдинер и молодая миссис Уотсон. Старик Гольдинер не смог адаптироваться в новой для него американской жизни, он не говорит по-английски («этот чертов язык»), не знает никаких американских законов и правил, причем все это демонстративно подчеркивает. Гольдинер живет старыми советскими миражами, слушает старые советские песни, на стенах его квартиры висят какие-то старые плакаты и афиши, прославляющие советский строй. Он общается только с одесситами пожилого возраста, которые, как и он, живут в своем замкнутом мирке. Мир Гольдинера — это его прошлое, а новая окружающая жизнь ему совершенно неинтересна.
Молодая миссис Уотсон (ее привезли в США ребенком из Одессы) вполне вписалась в американскую действительность: она умна, прекрасно говорит по-английски, работает, и, по существу, настоящая американская гражданка.
Пьеса талантливо написана, текст остроумный, сочный. Роль Гольдинера исполняет выдающийся актер, народный артист Украины Олег Школьник. Точнее, он проживает эту роль на сцене: он полностью погружен в текст, у него прекрасная русская речь с неповторимыми еврейскими интонациями, полными юмора и сарказма. Зал бурно реагирует на его шутки, искренне сочувствует персонажу Школьника. Такое единение зала и сцены бывает нечасто.
Роль молодой Уотсон исполняет талантливая актриса Гуллер Полякова. Такого погружения в роль, как у Школьника, у нее еще нет. Но это, я думаю, придет, так как в некоторых ключевых драматических сценах она была убедительна, и тогда возникал настоящий актерский дуэт.
Поставил спектакль российский режиссер Михаил Чумаченко. Поставил просто, делая упор на игру актеров и создание атмосферы жизни одинокого и больного еврея.
Спектакль прекрасно оформлен художником Григорием Фаером: все события разворачиваются в квартире Гольдинера, которая завалена предметами советского быта — афишами, мебелью, старым проигрывателем, одеждой времен «покорения Крыма» и т. д. В квартире даже нет занавесок на окнах! Вид из окна унылый, время от времени слышно, как с грохотом проносятся поезда наземного метро. Старик Гольдинер вспоминает о прекрасном виде из своей одесской квартиры на улице Ф. Меринга. Миссис Уотсон спрашивает его: «Кто это?» — и в ответ слышит что-то неприличное…
В постановке присутствует еще один персонаж — автор пьесы Виктор Шендерович, точнее, его голос, который очень скромно вводит нас в пьесу. В спектакле есть интересная интрига: героиня, находясь за рулем своей машины, сбила проходившего на красный цвет Гольдинера и нанесла ему серьезную травму. В начале спектакля он передвигается по квартире в коляске, и миссис Уотсон (в Одессе ее звали Женей) по решению суда должна в течение восьмидесяти часов ухаживать за пострадавшим. Поэтому она и появляется в доме старика. Само это приключение и его последствия очень веселят зал. Дуэты персонажей искрометны, сочны, а шутки старика полны аллюзий. Вот один из рассказанных им анекдотов: «Умирает старый еврей. И чувствует, что с кухни доносится запах фаршированной рыбы. Он просит внука пойти к бабушке и попросить для него кусочек рыбы. Внук идет на кухню, возвращается и говорит деду, что ему ничего не дали: “Бабушка сказала, что это на потом”». Зал после этих слов просто грохнул от аплодисментов.
«Одесса у океана» такая же умная, как и Одесса у Черного моря, только более грустная. Спектакль идет с непрерывными аншлагами. Это большая удача театра.
Яков КОВАЛЕНСКИЙ, Россия
Комментарии:
Гость
Великолепно!
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!