Продюсер — профессия круглосуточная

 Элла Митина
 20 октября 2011
 3436

Теперь многие называют себя продюсерами. Эта профессия в нашем кино и телевидении относительно новая, и не все даже понимают, что за этим стоит. Многие полагают, что продюсер — это человек, который занят исключительно поиском денег с дальнейшей выгодной продажей фильма или телепрограммы. Но, конечно, настоящий профессионал, а, значит, и наиболее успешный в своем деле человек — это прежде всего тот, кто знает и любит свое дело (условие непременное), кто готов заниматься им круглые сутки (иначе не получится), кто обладает тонкой интуицией, позволяющей предусмотреть, что будет интересно зрителям. Ну, и еще тот, кто умеет стойко переживать неудачи, спокойно, без головокружений, относится к успеху, кто готов разрешать любые творческие и нетворческие ситуации, в изобилии возникающие во всех проектах, а также… Впрочем, список этих условий столь велик, что, думаю, людям нестойким нечего и думать заниматься продюсерским делом. Мне хочется рассказать о человеке, который как раз имеет право называться продюсером.

Яков Александрович Каллер — генеральный директор телекомпании «АБ-ТВ», член президиума Евразийской академии телевидения и радио, обладатель звания «Человек года» в номинации «Телевидение» (в 2010 году было присвоено Федерацией еврейских общин России). Фильмы и программы, спродюсированные им, идут на многих телеканалах. Они многократно становились лауреатами теле- и кинофестивалей. Достаточно вспомнить замечательный документальный фильм «Список Киселева», имеющий 17 российских и международных наград, о котором «Алеф» уже писал. Компания существует более пятнадцати лет. Последний проект, созданный в студии «АБ-ТВ», — авторский цикл Михаила Левитина «…и другие» о незаслуженно забытых знаменитых людях искусства советского прошлого — в июне этого года с большим успехом прошел на телеканале «Культура». А на ХII Международном кинотелефоруме «Вместе», который ежегодно проходит в Ялте, цикл «…и другие» удостоился главного приза в номинации «Лучший ведущий телепрограммы».
9 октября Якову Александровичу исполняется 65 лет. Без сомнения, это хороший повод, чтобы поговорить о нем, о его работе и профессии вообще.
– Насколько мне известно, вы окончили московский Институт стали и сплавов. Как же вы оказались на телевидении?
– Я не только окончил этот институт, но и несколько лет проработал в закрытом «ящике». Что, кстати, не очень хорошо сказалось на моей дальнейшей творческой биографии. Но, видимо, тяга к занятию искусством у меня проявлялась уже в те годы, потому что и в институте, и в своем «ящике» я был культоргом, то есть организовывал культурную жизнь вокруг себя. Опять же потому, что это было прежде всего интересно мне самому. В институте это были КВН и агитбригады. Кроме того, я приглашал выступать к нам знаменитых людей. Так, у нас были концерты Клячкина, Городницкого и даже Высоцкого. Кстати, тогда меркантильная сторона дела меня совершенно не волновала. Я передавал артистам деньги, которые собирал за билеты, а то, что оставалось, отдавал в комитет комсомола и даже не помышлял о том, чтобы заработать что-то самому. Наградой становились рукопожатия моих кумиров и контрамарки на их концерты и спектакли.
– Вы упомянули, что работа в «ящике» сыграла какую-то отрицательную роль в вашей биографии. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой истории.
– После института я решил поступать в аспирантуру. Я поступал туда восемь раз подряд, но после каждой попытки меня не принимали под разными предлогами, хотя все кандидатские экзамены у меня были сданы на «отлично» и к тому времени я опубликовал уже двадцать научных работ и имел четыре авторских свидетельства. После очередной попытки я услышал, что вот если бы я был членом партии, тогда — другое дело. Я ответил, что в партию я уже вступил (я сделал это специально, чтобы проверить, примут ли меня на сей раз), но все-таки опять получил отказ. Я поинтересовался: «А что же теперь?» Председатель приемной комиссии, который, конечно же, не мог сказать мне, что не берет, потому что я еврей, схватился за голову, якобы переживая промах. «Что вы, что вы, я же не знал! Пишите, — говорит, — диссертацию, а мы будем потом ее рассматривать в готовом виде».
Тут я разозлился, плюнул на все и, несмотря на то, что у меня уже был маленький сын, решил начать жизнь заново. Я ушел на киностудию имени Горького замдиректора съемочной группы со значительно меньшей зарплатой. Новую свою профессию я полюбил и через несколько лет поступил на заочное отделение во ВГИК на факультет экономики и организации кинопроизводства. И вот через несколько лет, когда я уже работал на студии Горького, на картине знаменитого режиссера Станислава Ростоцкого «И на камнях растут деревья», и мы должны были ехать на съемки в Норвегию, мне в этой поездке в известных инстанциях отказали. Почему? Наверное, решили, что если Каллер поедет в Норвегию и выдаст секреты, которые он знал, работая давным-давно в закрытом «ящике», то поражение Советского Союза в Третьей мировой войне будет обеспечено. Кстати, у меня была так называемая третья форма допуска, означающая, что никаких секретов я не знал вообще. А что уж они там написали в характеристике и почему решили перестраховаться, я тогда и ума не мог приложить. Так я и не поехал в Норвегию, несмотря на все попытки Ростоцкого мне помочь. Но я дал себе слово, что в эту страну я туристом ни за что не поеду, а только на съемки. Так и случилось. Уже работая в «АБ-ТВ», мы снимали фильм об отношениях России и Норвегии, и я вместе со съемочной группой побывал в этой стране. Таким образом, слово свое сдержал.
– Я знаю, что, кроме Ростоцкого, вы работали еще и с Татьяной Лиозновой. Как вам работалось с этими мастерами? Что они вам дали?
– Я был директором последней картины Татьяны Михайловны «Конец света с последующим симпозиумом». Этот фильм, к сожалению, только один раз показали по телевидению, поэтому зрители знают его мало. А жаль. Картина очень хорошая. И Татьяна Михайловна, и Станислав Иосифович — настоящие профессионалы. Они научили меня любви к работе, к честности в ней. И фанатизму, без которого в нашем деле невозможно существовать. Станислава Иосифовича, к сожалению, уже нет с нами, а вот с Татьяной Михайловной я продолжаю поддерживать тесные отношения. Бываю у нее в гостях. Иногда вожу на машине по городу, чтобы она как-то развеялась. Ведь она больна и большую часть времени не выходит из дома. Мы сняли о ней документальный фильм «Дожить до светлой полосы», который несколько раз был показан на телеканале «Культура». Это люди, которым я многим обязан.
– Да, я помню, как однажды оказалась невольным свидетелем того, как вы, идя в гости к Татьяне Михайловне, скупили, кажется, все продукты, которые были в соседнем магазине. Чувствовалось, что Татьяна Михайловна вам действительно близкий человек. Но я хотела спросить еще вот о чем. У вас много фильмов, в которых главные герои — евреи. И фильм о подвиге Киселева, и картина о генерале Гориккере «Еж против свастики», и «Водородный лейтенант» о Борисе Шелеще. Все они так или иначе затрагивают еврейскую тему. Не случалось ли вам получать нарекания от руководства телеканалов, что, мол, пропагандируете своих?
– Нет, никогда. Да и я, честно говоря, начиная новую работу, думаю не о национальности героев картин. Страна у нас многонациональная. И, кстати, Киселев, герой нашего фильма «Список Киселева», был русским человеком, который во время войны спасал евреев. Но вот что меня действительно сейчас волнует — это создание еврейского телеканала, которого, как мне кажется, нам очень не хватает. Ведь есть же арабская «Аль-Джазира», которая рассказывает об арабском мире. В ответ хотелось бы поведать миру свою правду о том, что на самом деле делается на Ближнем Востоке. Идеи еврейского телеканала носятся в воздухе. Об этом говорят многие крупные общественные деятели и люди бизнеса, но пока, к сожалению, все только говорят. Мне кажется, я смог бы создать такой канал или с удовольствием и пользой для дела участвовать в его работе.
- Ну, Б-г вам в помощь. У вас, как мне известно, двое детей. Они тоже связали свою жизнь с кино или телевидением?
– Мой сын Александр — раввин русской общины в Майами, дочь Анна работает в московском отделении «Джойнта». Их профессиональные интересы далеки от моих. Но я всегда показываю им фильмы и программы, которые делаются в студии «АБ-ТВ», и мне важно их мнение. А Анна даже была ассистентом режиссера при создании «Списка Киселева».
– Скажите, а у вас есть еще в жизни неосуществленная мечта?
– Дайте подумать. Да, есть. Научиться прыгать с парашютом.
– Не сомневаюсь, что и это у вас получится. Ну, что ж. До встречи на летном поле.
Элла МИТИНА, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции