ТЕТЯ ДВОЙРА, ВЫ ХОТИТЕ ИМЕТЬ МЕНЯ ЗА ЗЯТЯ?

 Анатолий Козак
 24 июля 2007
 2449
Давным-давно, летом тридцать шестого года (увы, уже прошлого века!) в Одессе, по оживленной Дерибасовской, в самом ее центре, напротив Городского сада с его знаменитыми каменными львами, задыхаясь и пыхтя, бежал трусцой высокий, очень толстый человек. Нет, это был не любитель спортивных пробежек и, конечно же, не «малахольный» –так звали в Одессе впавших в детство дебилов. Это был прославленный в те годы столичный актер Бий-Бродский
Давным-давно, летом тридцать шестого года (увы, уже прошлого века!) в Одессе, по оживленной Дерибасовской, в самом ее центре, напротив Городского сада с его знаменитыми каменными львами, задыхаясь и пыхтя, бежал трусцой высокий, очень толстый человек. Нет, это был не любитель спортивных пробежек и, конечно же, не «малахольный» – так звали в Одессе впавших в детство дебилов. Это был прославленный в те годы столичный актер Бий-Бродский. Кому-то могло показаться, что это — киносъемка. Да, актер действительно прибыл на Одесскую киностудию для участия в новом фильме. Но причина, по которой он тяжело топал по тротуару, задевая прохожих, была намного прозаичнее: за ним гнались! Правда, не грабители с Молдаванки а одесская шпана, группа пацанов, которые, не переставая вопить во все горло: «Шле-ма!», «Шле-ма!», преследовали несчастного артиста уже несколько кварталов. Улица реагировала на эту сцену чисто по-одесски: хохотали, аплодировали, кто-то присоединялся к мальчишкам. Народ понимал, что ребята таким образом просто выражают свою любовь к исполнителю одной из главных ролей в нашумевшем тогда фильме «Искатели счастья». — Вейзмир, — послышался чей то голос, — это же Пиня из кинокартины! — Не Пиня, а Шлема. Вы что, мадам, его не узнали? Должен признаться: тогда я тоже был в компании фанатов на Дерибасовской. Помню, бедняге Бродскому удалось наконец нырнуть в рыбный магазин уже ближе к Ришельевской, где он спрятался в кабинете директора, а мы остались поджидать свою жертву на улице. Прошло, наверное, добрых полчаса, но артист все не появлялся. Кто-то, потеряв терпение, вошел в магазин и крикнул в сторону директорского кабинета реплику Шлемы из фильма «Искатели счастья»: «Тетя Двойра, вы хотите иметь меня за зятя?» Однако вместо артиста к нам вышел продавец в клеенчатом фартуке, осыпанный рыбьей чешуей, и доверительно сообщил, что «товарищ Шлема» давно уже ушел через черный ход и пьет в гостинице «Красной» чай с бубликами. Никогда не забуду, как нас расстроило это сообщение, особенно такая подробность, как «бублики». Продавец ушел, а кто-то из ребят уже искал булыжник покрупнее, чтобы метнуть его в витрину. Стекло магазина спасло неожиданное появление пожарников, которые с воем сирен, грохоча, промчались в сторону Садовой. Мы, разумеется, бросились вдогонку: поглазеть на пожар было не менее интересно, чем искать «живого» Шлему... Однако вернемся к фильму, из-за которого артист Бий-Бродский стал жертвой одесских кинофанатов. Это была веселая комедия, нафаршированная остроумными репликами и каламбурами, песнями Исаака Дунаевского, в ней играли великолепные актеры. Но главное, почему картина была обречена на успех, заключалось не в этом. Эта была еврейская картина, в которой фигурировали персонажи еврейских анекдотов и местечковых легенд... В 30-е годы, когда по экранам победно шествовали «Чапаев», «Мы из Кронштадта», «Цирк», «Веселые ребята», «Девушка с характером», «Депутат Балтики», «Подкидыш», «Семеро смелых», «Волга-Волга», появление в фильме какого-нибудь дяди Сруля или тети Песи выглядело бы по меньшей мере странно, если не сказать нелепо и вызывающе, даже неприлично. И вдруг, как гром среди ясного неба, на киноэкраны вышла картина, название которой не предвещало никаких неожиданностей: какие-то искатели какого-то счастья... Подумаешь, эка невидаль! Первые зрители уныло занимали места в одесском кинотеатре имени Короленко, мысленно прикидывая, куда через некоторое время сбежать — на американскую комедию с Гарри Ллойдом или еще раз посмотреть «Чапаева»? Но когда в первых кадрах фильма Пиня Копман спросил: «А сколько может стоить этот пароход?», а потом появились увалень Шлема, типичный «елд» из местечковых историй, тетя Двойра со своими рассказами об убогой жизни и мелькнул профиль красавицы Розы, зрители были шокированы. После окончания сеанса в наш двор на Базарной, 45 ворвался Нюмка Зильбер и закричал: «Пацаны! Шпана! Выходи поскорее! Айда в кино!» — Шо ты разорался? — лениво вышел на балкон в одних трусах наш дворовый атаман Марик Укк, — ну и шо там показывают? — Та ты себе даже не можешь представить, Мара, — кипятился Нюмка. — А ты шо, бекицер не можешь? Не тяни кота за хвост. Нюмка сделал паузу и выпалил: «Пацаны, это кино знаете про кого? Про евреев! Классное! Одни евреи! Хохмят, песни поют, любовь крутят. Вы как хотите, а я побежал второй раз смотреть». Весь двор бросился в кино. Последним оказался Мара Укк (он не успел натянуть брюки и надевал их уже на улице, на ходу, подскакивая на одной ноге), что подорвало его авторитет. С этого дня все одесские кинотеатры буквально ломились от публики. Во дворах, на улице, а потом и в школе (это случилось во время летних каникул) без конца повторяли шуточки и словечки из фильма, пели песни Дунаевского, а картину смотрели снова и снова... И что удивительно: «Искатели счастья» смотрели не только евреи, фильм сводил с ума русских, украинцев, молдаван, немцев — всю разноплеменную Одессу. Я не помню ни одного одессита, который отозвался бы непочтительно о фильме и его персонажах. Напротив, герои биробиджанской истории органично вошли в одесскую жизнь. Помню, в школе у нас был мальчишка-украинец, которого прозвали «Пиня», а к соседке по лестничной площадке прилепилось прозвище «тетя Двойра». Одним словом, эта комедия стала интернациональным призывом к объединению всех народов, населявших тогдашний Советский Союз. И вот какой парадокс. Дух единения, взаимной симпатии народов друг к другу улетучился, как только началась война, а фашисты оккупировали Украину. Всего пять лет спустя после триумфального шествия «Искателей счастья» по Ришельевской одесские евреи брели в сторону вокзала, чтобы сгинуть в концлагерях, а вдоль улицы стояли те, кого не коснулось «окончательное решение еврейского вопроса». Они наблюдали, как их соседи совершают свой последний путь. Жалкие, насмерть перепуганные женщины тащили за руку детишек и узелки с пожитками, на матрасах волокли больных стариков. Уже потом, после войны мне рассказывали, что в толпе зрителей находились такие, которые срывали с евреек шаль или кофточку, приговаривая: «Не обижайся, Саррочка, тебе это все равно уже не пригодится!» А ведь совсем недавно все вместе смотрели «Искателей счастья», смеялись и плакали, искренне переживали происходящее на экране, сочувствовали, радовались и жалели евреев. Среди самых отъявленных негодяев-карателей, добровольно записавшихся в подручные оккупантам, были и немцы-колонисты из пригородных сел, которые тоже смотрели в местном клубе картину про Пиню и Двойру и, выходя после сеанса, оживленно обсуждали приключения Шлемы и Розы. О случаях мародерства среди жителей Киева, наблюдавших, как их соседей-евреев вели в Бабий Яр на смерть, рассказал писатель Анатолий Кузнецов: «В воротах и подъездах стояли жители, смотрели, вздыхали, посмеивались или кричали евреям ругательства. Одна злобная старуха в грязном платке вдруг выбежала на мостовую, вырвала у старухи-еврейки чемодан и побежала во двор. Еврейка закричала, но в воротах ей заступили дорогу здоровенные усатые мужики. Она рыдала, проклинала, жаловалась, но никто за нее не заступился, и толпа шла мимо, опустив головы. Я заглянул в щелку и увидел, что во дворе лежит уже целая куча отнятых вещей». И никому не пришло в голову, что обобранная, униженная, оплеванная еврейка могла быть той самой тетей Двойрой, которую так жалели и которой так сочувствовали одесские и киевские кинозрители. После окончания войны были сделаны попытки повторить успех «Искателей счастья» в других фильмах, но прототипы Пини и Шлемы уже не вызывали у советских зрителей особой симпатии. Так завершилась история первого советского кинофильма, где звучали еврейские имена, характерные словечки и реплики, где открыто и откровенно решались еврейские проблемы. ...Много лет спустя, уже будучи москвичом, в биллиардной московского Дома кино я увидел худого, бедно одетого и жалкого старика. Он опирался на палку, руки его тряслись. Но я узнал его: это был Бий-Бродский! Он изменился. Как говорят в таких случаях евреи, «от него осталась половина». Я подошел к нему и негромко произнес: «Тетя Двойра, вы хотите иметь меня за зятя?» Он повернулся, посмотрел мне в глаза и отошел, не проронив ни слова. Мне стало неловко: зачем я пристал к старому человеку? Вдруг он повернулся ко мне и тихо произнес: «Это было сто лет назад, верно? А может быть, этого вообще не было?» Но я-то хорошо знаю, что было.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции