Орфей XXI века
На очередной передаче «Молочные братья» «Русской службы новостей» (РСН 107.0) гостем ведущего программы, рок-музыканта Игоря Сандлера, был Альберт Асадуллин. Артист, который может все. Ему подвластны все жанры: и сладкие песни любви, и опера, и рок, и народные песни, и фолк, и классика. Его имя занесено во «Всемирную энциклопедию фолк-, джаз-, поп- и рок-музыки», куда входят имена величайших музыкантов XX столетия.
Оказалось, что Игоря и Альберта связывает не только многолетняя дружба, но и совместная работа в группе «Индекс» (Сандлер был в ней художественным руководителем). А до этого звезда Альберта Асадуллина засверкала на небосклоне отечественной эстрады в 1975 году — в первой советской рок-опере «Орфей и Эвридика», где он исполнил партию Орфея. Но самое удивительное, что поначалу Альберт Асадуллин не собирался становиться музыкантом, ему была уготована совсем другая профессиональная стезя.
Как архитектор «переквалифицировался» в вокалиста
– Альберт, я знаю, что ты художник, имеешь высшее художественное образование. И вдруг ты стал вокалистом: как певца тебя знает вся Россия. Как произошло такое превращение? — поинтересовался Игорь Сандлер. — Может, ты взял мольберт, нарисовал красивую девушку, она стала твоей музой, и ты запел?
На самом деле, все произошло иначе. Альберт Асадуллин считает, что в жизни многое предрешено свыше. Как говорят, от судьбы не уйдешь. Видимо, суждено ему было стать артистом, несмотря на то, что у него нет музыкального образования и выбрал он профессию архитектора. В Ленинграде в Академии художеств Асадуллин оказался на курсе, где большинство ребят увлекались музыкой. В начале учебного года студентов по традиции отправили на картошку. Как-то вечером один из однокурсников взял в руки гитару и начал петь что-то из репертуара «Роллинг Стоунз». Альберт в свою очередь спел Can’t buy me love. Да так, что студенты обалдели. Позже именно там, в академии, родилась первая группа группа — «Призраки», — в которой участвовал Альберт.
Рождение Артиста
Альберт Асадуллин считает, что как артист он «родился» в рок-опере «Орфей и Эвридика», написанной в 1975 году Александром Журбиным в соавторстве с драматургом Юрием Димитриным (режиссер Марк Розовский).
Дело было так. Получив в 1974 году диплом, новоиспеченный архитектор Асадуллин уехал отдохнуть в город своего детства Казань. По возвращении в Ленинград его ждала телеграмма от неизвестного ему Васильева, в которой говорилось, что для него есть интересное предложение, там же был указан телефон. Альберт Нуруллович был уверен, что это предложение связано непосредственно с его специальностью. Каково же было его удивление, когда выяснилось, что автор телеграммы — Анатолий Николаевич Васильев, руководитель группы «Поющие гитары»! Он рассказал Альберту, что готовит первую советскую рок-оперу «Орфей и Эвридика», и пригласил его к себе домой на прослушивание. Исполнив куплеты из двух первых арий, Асадуллин поразил присутствовавших на прослушивании Анатолия Васильева и Александра Журбина не только вокальными данными, но и тем, что буквально за мгновения полностью входил в образ главного героя.
Рок-опера имела головокружительный успех. Это был грандиозный прорыв в советской музыке. За десять сезонов рок-опера была сыграна около двух тысяч раз. Спектакль исколесил почти весь Союз, и везде артистов ожидал самый горячий прием. Но за границей показан не был, что не помешало ему получить зарубежный диплом British Musical Award. В 1976 году журнал Musical Week «за выдающиеся заслуги в жанре рок-музыки» провозгласил «Орфея» спектаклем 1975 года.
После этого Игорь Сандлер предложил Альберту Асадуллину поработать в группе «Индекс». Два с половиной года — с 1984-го по 1986-й — музыканты работали вместе и объездили с концертами всю страну с программой «Мир Земли», посвященной 40-летию Победы. Опыт работы с «Индексом» стал трамплином для блестящей сольной карьеры Альберта Асадуллина.
Татарский соловей
Альберт Асадуллин — обладатель удивительного по красоте и впечатляющего по диапазону голоса. «Голос — это единственный инструмент, созданный Всевышним, все остальные созданы человеком», — считает певец. «Как тебе удается брать такие ноты и сохранять связки?» — спросил Игорь Сандлер у Альберта. «Я бы, конечно, мог присочинить, что для этого делаю зарядку или стою на голове, но не буду этого делать, — признался гость радиопередачи «Молочные братья». — На самом деле, ничего особенного я не делаю. Более того, я всю жизнь курил, и это мне никогда не мешало. Но два года назад по здравому размышлению бросил курить. Умеренность все-таки помогает».
За последние годы вышло три спектакля, в которых Альберт Асадуллин сыграл главные партии. Это «Кентервильское привидение», «Безымянная звезда» и рок-опера «Магди».
В 1989 году Альберт Асадуллин четыре месяца в содружестве с композитором М. Шамсутдиновой посвятил созданию «Магди». На стадионе в Казани было показано грандиозное шоу, в котором участвовали кони, танки и самолеты. Эта постановка, либретто для которой написано на сюжет Корана, стала первой татарской фолк-рок-оперой. Представление посетило невиданное по тем временам количество зрителей — 25 тысяч человек! И все это шоу было организовано при непосредственном участии Альберта Асадуллина.
С тех памятных дней прошли уже более двадцати лет, но зрители, побывавшие на представлении, считают «Магди» самым ярким зрелищем в своей жизни.
Вместо эпилога
Как-то Альберт Асадуллин задал своим друзьям вопрос: без чего человек не может прожить ни одного дня? «Без еды можно, без воды — труднее, но тоже можно, — рассуждает артист. — Человек не может прожить ни дня без музыки. Где бы мы ни находились, мы всегда стараемся включить музыку: телевизор, радио, магнитофон и т.д. Если даже ничего подобного рядышком нет, у нас в голове всегда крутится какая-то мелодия. И неважно, есть у человека голос или нет, он всегда что-то мурлычет. А шум листвы, плеск воды, дуновение ветра — разве это не музыка?..»
Альберт Асадуллин родился 1 сентября 1948 года в Казани. В одном из интервью его спросили: «Вам никогда не было обидно, что ваш день рождения совпадает с другим праздником?» На это артист ответил: «В младших классах я даже не задумывался об этом. А в старших мы с ребятами после первого учебного дня шли ко мне домой, где на столе нас ждали вкусные мамины угощения….»
Так пусть свой день рождения Альберт Асадуллин всегда встречает за красиво накрытым столом в кругу близких друзей.
Записала Татьяна ЛАРИНА, Россия
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!