Еврейское искусство — от Измайлова до Бруклина
Серию книг «Еврейские художники» известный участник московского художественного андеграунда Александр Фильцер задумал еще в Москве в 1992 году. В 2007 году, уже живя в Израиле, он выпустил книгу «Художник Цфаня-Гедалия Кипнис». До выхода в свет этого альбома о главном художнике Белорусского ГОСЕТа, оформившем около семидесяти спектаклей, было известно совсем немного. В 2008 вышла книга «Еврейские художники в Советском Союзе. 1939–1991», содержащая около 470 цветных и черно-белых иллюстраций 64 художников. Некоторые из этих мастеров были давно и несправедливо забыты. В основу книги легла коллекция Музея современного еврейского искусства в Москве, размещавшегося до 1999 года на частной квартире А. Фильцера в Измайлове. Почему за основу издания были взяты именно эти хронологические рамки? «1939 год — начало Второй мировой войны, — рассказывает А. Фильцер, — а 1991-й — год распада Советского Союза. Таким образом, перед читателем предстает рассказ о еврейском искусстве в тоталитарном государстве». Издание книги поддержало несколько известных фондов, в том числе фонд Президента Государства Израиль.
Третья книга этой серии, «Современное еврейское искусство: галут — алия — Эрец Исраэль», вышла в 2011 году. В ней представлены работы 67 художников, созданные в ХХ–XXI веках. В основном эта книга, как и предыдущая, базируется на собрании Музея современного еврейского искусства в Москве. Однако в ней нашло отражение творчество художников, которые присоединились к проекту уже в Израиле. В книге 500 иллюстраций, а также информация о более чем 130 художниках. Автор стремится показать еврейское искусство во всем его разнообразии: традиционную живопись и авангард, произведения профессионалов и художников-любителей.
«Существуют разные мнения, с какого периода следует отсчитывать историю современного еврейского искусства, — рассказывает Александр Фильцер. — В течение трех тысяч лет наше искусство было связано с традицией, и только во второй половине XIX века оно частично обретает светский характер. Некоторые специалисты полагают, что именно с этого времени надо начинать отсчет. Согласно другому мнению, к современному искусству следует отнести работы художников нескольких последних десятилетий. Мы выбрали компромиссную датировку».
Самый «старший» художник, представленный в книге, — Шлейме (Соломон) Юдовин, классик еврейского искусства, еще в 1920 году выпустивший в Витебске альбом «Еврейский народный орнамент». Всю жизнь он занимался еврейской темой, учился у Иегуды Пена, был соучеником Марка Шагала и Эля Лисицкого.
Большинство современных художников — участников проекта живут в Израиле, некоторые — в России, Германии, США.
«Авангард представлен, в частности, израильскими художниками Юлией Лагус (Лагускер) и Галиной Блейх, приехавшими из Ленинграда, а также бывшей московской художницей Мирой Брагинской, — продолжает свой рассказ А. Фильцер. — В книге опубликованы стихотворения, а точнее стихорисунки известного поэта Ильи Бокштейна, несколько лет назад ушедшего из жизни. Арон Якобсон — замечательный живописец, репатриировался из Тбилиси. Борис Брайнин, живший когда-то на Украине, сейчас живет в Цфате. Он художник-диссидент, героями его работ часто становятся политические лидеры разных стран. Несмотря на отсутствие в Израиле политической цензуры, кураторы выставок иногда опасаются выставлять некоторые его работы.
Живет в Иерусалиме сапожник из Нижнего Новгорода Липа Грузман. В Израиле он начал писать и издавать свои книги, которые сам же иллюстрирует. На его акварелях изображены сценки из жизни Иерусалима. Видно, конечно, что это “наив”, но, по-моему, это тоже интересно».
Слава Полищук учился живописи в Москве. Теперь живет и работает в Нью-Йорке. В книге помещены работы из серии «Плач Иеремии», выставленные им в галерее Бруклинского колледжа Нью-Йорка в 2002 году. Они посвящены десяти тысячам евреев, которые были расстреляны в городе Клинцы, где Слава родился. Кроме того, представлена его графика — иллюстрации к двум его книгам, изданным еще в Москве.
Мила Розенфельд родилась в Биробиджане. Она делает большие куклы и одевает их в костюмы евреев разных стран: Йемена, Турции, Туниса, Марокко, Франции, Англии, Кавказа. Ее коллекция стала основой открытого ею Музея истории костюма в Цфате.
Согласитесь, не так-то просто рассматривать альбом с иллюстрациями, в котором четыре сотни страниц. Александр Фильцер нашел выход: стихи сорока поэтов расположены в книге рядом с работами художников — кто-то представлен четверостишьем, кто-то — одной строкой, кто-то — целым стихотворением. Здесь же опубликованы и стихи Александра — цикл «Вспоминая Россию» и тексты из самиздатовской книги 1970-х годов «Конкретная поэзия».
Леонид ГОМБЕРГ, Россия
Художников и всех заинтересованных в продолжении проекта просим обращаться по адресу: filzeralex@gmail.com
Комментарии:
Гость
Гость
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!