В сельву — за каббалой
Тысячи молодых израильтян, отслужив в армии, отправляются странствовать по свету. И мир посмотреть, и проветриться после срочной службы, и подготовится к следующему этапу в судьбе — учебе, работе. Для многих эта поездка, длящаяся, как правило, от шести месяцев до года, становится главным путешествием в жизни. Излюбленные маршруты — по Южной Америке, Индии и Юго-Восточной Азии. С недавнего времени в число наиболее популярных аттракций попал двухнедельный поход в сельву Боливии или в парагвайские пампасы, во время которого израильтяне учат… хасидизм и каббалу.
Идея принадлежит раву Кляйну, главе «Бейт Хабад» в Боливии. Кляйн рассказывает, что восемь лет назад, когда он впервые попал в Боливию, эта страна была чуть ли не единственной в мире, где не было постоянного «Бейт Хабада». Иногда сюда заглядывали посланники Ребе, но надолго никто не задерживался. Кляйн, тогда еще кибуцник, приехал в Боливию после армии, влюбился в ее пейзажи и в сельву. Спустя несколько лет, уже превратившись в рьяного хабадника, он уговорил свою будущую жену после свадьбы отправиться в Боливию, чтобы вести духовную работу среди местных евреев и приезжих израильтян.
Невеста сперва заупрямилась, но потом согласилась. Так Кляйны оказались на другом конце света, в небольшом городке, важность которого заключалась для них исключительно в том, что возле него проходили излюбленные маршруты израильских туристов.
Сегодня «Бейт Хабад» рава Кляйна — это большое здание, в котором всегда толпятся израильтяне. Здесь можно не только переночевать, послушать уроки Торы, но и отведать кошерное мясо в ресторане, в котором Кляйн играет роль и директора, и контролера за соблюдением кашрута, и шойхета. Но с некоторых пор эта деятельность показалась Кляйну недостаточной. Прослышав о том, что один из «Бейт Хабадов» в Индии организовал экспериментальное путешествие, совмещавшее осмотр местных достопримечательностей с уроками Торы, Кляйн загорелся этой идеей.
В отличие от своего индийского коллеги, он решил все сделать намного основательней. И в смысле обилия впечатлений, и в смысле духовной работы, то есть изучения Торы. Первое двухнедельное путешествие было настолько успешным, что молва о нем тут же распространилась среди тысяч израильтян, путешествующих по Южной Америке. В «Бейт Хабад» рава Кляйна потянулись желающие записаться на следующий тур. Рав понял, что как хабадник он напал на золотую жилу.
Сегодня такие туры стали уже обычным делом, и рав Кляйн с гордостью показывает составленное им расписание, которое во время путешествия неукоснительно выполняется во всех деталях. День начинается с утренней молитвы, за которой следует урок по «Тании» — главной книге Хабада, написанной основоположником движения Алтер Ребе. После завтрака (понятное дело, кошерного) начинается поход по сельве (или пампасам). Боливийские инструкторы показывают путешественникам, какие фрукты и растения годятся в пищу, а каких следует остерегаться, учат, как выжить в сельве, оставшись без еды и питья. После обеда рав проводит еще один урок — по каббале.
Вечером возле костра устраивается самый настоящий хасидский фарбренген — с «Ребес машке», то есть водкой, благословленной самим Любавичским Ребе. Водки пьется совсем немного, израильтяне все еще принадлежат к нации трезвенников, зато разговоры затягиваются далеко за полночь. Как и полагается на фарбренгене, рав произносит небольшую речь, посвященную какой-то религиозной теме, а затем каждый получает право высказаться. Например, кто такой Мошиах, когда он придет, что мы можем сделать, чтобы ускорить этот приход.
За участие в таком путешествии взимается плата, но рав Кляйн подчеркивает, что он не берет ни себе, ни даже для «Бейт Хабада» ни гроша. Все деньги идут на оплату проводников-боливийцев.
Желающих поучаствовать в путешествии так много, что Кляйн подумывает о том, чтобы значительно увеличить штат «Бейт Хабада» и пригласить для работы в нем еще нескольких раввинов. По его мнению, стремление молодых израильтян, подавляющее число которых не относит себя к религиозным, совместить прогулку по сельве с путешествием в волшебный мир каббалы и хасидизма искренне и продиктовано стремлением познакомиться с духовным наследием предков.
«Как бы ни сложилась дальнейшая судьба моих учеников, ясно одно — услышанное ими в сельве если и не превратит их в хабадников, то оставит в их душах неизгладимый след и сохранит на многие годы теплое отношение к нашей традиции», — говорит рав Кляйн.
Давид ШЕХТЕР, Израиль
_______
*Сельва — влажный тропический лес, джунгли.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!