Евреи «стран домино»
Окончание. Начало в номере 1010
Бахрейн Крохотное, но очень богатое княжество до недавнего времени относилось к своим евреям с большой теплотой. Число их не превышает сотни человек, но они считаются древними жителями страны и обладают всеми правами. По оценкам знаменитого путешественника Средневековья Биньямина из Туделы, посетившего эти места 800 лет назад, только в одном городе Шабай эль-Катфа проживали более пяти тысяч евреев. Еще 500 — по его словам — он встретил на острове Киш. А кроме того, ему рассказывали о многих евреях, проживавших в других городах этой страны.
За сотни лет, миновавшие после посещения Биньямина, община существенно уменьшилась, и в 1948 году в княжестве насчитывалось всего 600 евреев. После создания Израиля часть уехала в Европу, и в 1960-е годы здесь остались около 300 евреев. Но после Шестидневной войны уехали почти все. Сегодня в столице княжества проживают 36 евреев — все, как один, люди очень состоятельные. Практически все не работают по субботам и соблюдают предписания иудаизма.
Сегодня в Бахрейне действует одна синагога, которая, кстати, беспрепятственно функционирует уже более пятидесяти лет. Правда, с момента ее открытия община почти сошла на нет. Миньян в синагоге набирается только по субботам и праздникам, зато, как и любая синагога в странах диаспоры, бахрейнская играет роль своеобразного клуба. Именно здесь на исходе субботы собираются евреи, чтобы обсудить последние новости, поговорить об Израиле, да и просто посплетничать…
Несколько лет назад непременным героем разговоров на субботних посиделках была постоянная участница субботних молитв, единственная еврейка — член местного парламента — Худа Эзра Ибрагим. А уж когда король Бахрейна Хамад бин Иса аль-Халифа назначил ее послом в США, то гордости членов общины не было предела.
Несколько лет назад король Бахрейна посетил Лондон. Когда ему рассказали, что сотни евреев, его бывших поданных, обитают в этом городе, его величество публично пригласил их вернуться «домой», пообещав, что в королевстве они смогут беспрепятственно вести полноценную еврейскую жизнь. Никто почему-то не откликнулся на королевский призыв. Но теплого отношения к евреям аль-Халифа не изменил и, похоже, до тех пор, пока король остается на троне, евреям Бахрейна нечего опасаться.
Йемен
Община евреев Йемена, тоже в прошлом большая и процветающая, сегодня, как и другие общины арабского мира, находится на грани полного исчезновения. Из более чем 50 тысяч евреев, проживавших в Йемене в 1948 году, сегодня осталось всего 250 человек. Следует подчеркнуть, что совсем в недалеком прошлом эта община насчитывала около 100 тысяч человек и славилась своими мастерами по выделке кожи и металлообработке, ювелирами, торговцами и знатоками Торы. Эта община была самой древней из всех, существовавших за пределами Эрец Исраэль, поскольку ее начало восходит к временам Первого храма.
Свидетельства пребывания евреев в стране сохранились более чем в тысяче городов и деревень Йемена. Самые древние (кроме, конечно Израиля) еврейские кладбища, насчитывающие более 2300 лет, также находятся в Йемене. На одном из них даже найдена могильная плита с надписью, что она установлена над могилой коэнов, принимавших участие в службе Иерусалимского храма.
Вплоть до захвата Аравийского полуострова мусульманами евреи играли видную роль во всех областях жизни населявших его племен и народов. Центры изучения Торы притягивали к себе не только евреев, но и местных жителей, стремившихся прикоснуться к духовности. Но после воцарения ислама ситуация резко изменилась. Евреев начали вытеснять практически из всех сфер — духовной, финансовой, торговой. И евреи, жившие на севере и в центре полуострова, постепенно переместились на юг, где к ним относились намного лучше.
Здесь, в Йемене, евреи довольно благополучно прожили почти полторы тысячи лет — вплоть до конца сороковых годов прошлого века, когда большинство из них были вывезены в Израиль во время операции «Ковер-самолет». Об этой операции, продолжавшейся целый год, стоит упомянуть особо, поскольку она была первой крупномасштабной акцией молодого еврейского государства, в ходе которой была вывезена почти вся община целого государства — почти 50 тысяч человек. Название операции — «На орлиных крыльях» — является цитатой из Торы: «…вас же Я носил на орлиных крыльях и принес вас к Себе…» (Шмот, 19:4).
После образования Израиля йеменская община, как и все еврейские общины арабских стран, оказалась в опасности. Но ситуация в Йемене отличалась в лучшую сторону. Правитель Йемена не только позволил в мае 1948 года своим еврейским подданным покинуть страну. Он дал согласие и на участие в этом израильтян, и даже на приземление на территории страны израильских самолетов. Кроме того, йеменские евреи, строго придерживавшиеся религиозных традиций, мечтали о жизни в Эрец Исраэль, а не в Париже или Нью-Йорке.
Израильское правительство передало евреям Йемена: «Те, кто хочет уехать, должны собраться в лагере возле Адена». И десятки тысяч евреев со всех концов страны устремились в этот лагерь, получивший символическое название «Избавление». По пути евреи подвергались оскорблениям, нападкам со стороны мусульман, наглому и жестокому грабежу. Несколько десятков израильских инструкторов, правдами-неправдами сумевших проникнуть в Йемен, ничем помочь им не могли, поскольку находились непосредственно в лагере.
К лету 1949 года в «Избавлении», рассчитанном на тысячу человек, находилось более 30 тысяч евреев. По мере прибытия все новых и новых беженцев ситуация усложнялась буквально с каждым днем. Еды и медикаментов не хватало, в лагере в любой момент могли вспыхнуть эпидемии. И Бен-Гурион приказал начать операцию, не дожидаясь подхода остальных членов общины.
Это было очень непростое решение. Местные мусульмане, узнав, что евреи в массовом порядке покидают страну, могли не просто не пропускать все еще находившихся в дороге евреев, но и вымещать на них свою злобу. Но, как известно, Бен-Гурион был мастером по принятию рискованных решений. И, как и во многих других случаях, в этом он тоже оказался прав. В течение года — с сентября 1949-го по сентябрь 1950-го — каждый день израильские самолеты вывозили из Йемена по 500 человек. По завершении операции в Израиле оказались 50 тысяч евреев — подавляющее большинство йеменской общины.
В Йемене остались несколько тысяч человек, в основном богатых ювелиров и торговцев, не пожелавших расстаться со своим многочисленным и драгоценным добром. С годами и они потянулись за границу, но уже не в Израиль, а в Америку. Немалые усилия для этого приложили сатмарские хасиды, убеждавшие йеменских евреев не ехать в страну сионистов, где заповеди Торы публично попираются светским населением. Тем не менее в 1990-е годы из Йемена в Израиль репатриировались около 1200 евреев.
Еще совсем недавно подавляющее большинство оставшихся в Йемене евреев проживали в городке Раада, находящемся неподалеку от Саны, столицы страны. Но после того как пять лет тому назад фанатик из «Аль-Каиды» прямо на улице застрелил одного из руководителей общины, президент Йемена Али Абдулла Салех на личном самолете вывез евреев в Сану и поселил в охраняемом квартале. Но в Сану переехали не все — кое-кто остался в Рааде, более ста человек эмигрировали в США, а несколько семей репатриировались в Израиль.
В охраняемом президентской гвардией еврейском квартале действуют синагога (в салоне частной квартиры) и даже школа с вроде бы символическим названием «Аль-Мустакабль» — «Будущее». Учатся в ней 26 человек, и все понимают, что, несмотря на многообещающее название школы, будущего у общины нет. И конец ее, скорее всего, наступит после того, как нынешний президент, благоволивший к евреям, покинет под давлением «революционных» масс свой пост…
Тунис
До начала бурных событий, заставивших президента Бен Али бежать за границу, еврейская община Туниса была единственной общиной арабского мира, численность которой не уменьшалась, а увеличивалась. Пусть небольшими темпами, но все же… Но и этой идиллии мирного сосуществования евреев и арабов в арабском государстве, похоже, пришел конец.
В 1948 году в Тунисе жили 105 тысяч евреев. Под властью французских «колониалистов-империалистов» евреи жили спокойно и привольно. Но после обретения страной независимости в 1956 году сразу же начались нападения на евреев. Стоило арабам заполучить власть, как еврейские учреждения были моментально закрыты, а Совет общины, руководивший всеми ее делами, распущен.
Впрочем, это был только первый звонок. Евреев стали систематически преследовать, и не только морально. Их избивали прямо на улицах. Поджигались синагоги, лавки и мастерские подвергались наглому грабежу, на который власти смотрели сквозь пальцы и даже не пытались найти виновных. И евреи начали уезжать. В течение нескольких лет более 80 тысяч членов общины покинули Тунис. После Шестидневной войны нападки еще более усилились, и страну покинули почти все евреи.
Но потом к власти пришел тот самый, недавно свергнутый революционными массами «злодей» Бен Али. Он прекратил преследования евреев и всячески выказывал им свое благоволение. Большая часть евреев проживали (и проживают) в городе Джерба, остальные — в столице. Они пользовались всеми гражданскими правами, свободно въезжали в страну и выезжали из страны, имели тесные связи с выходцами из тунисской общины в других странах мира.
Но после бегства Бен Али ситуация резко изменилась. К началу революции в Тунисе проживали 1700 евреев. На сегодняшний день первые 16 семей уже доставлены Сохнутом в Израиль, еще 25 семей сидят на чемоданах. Остальные думают, взвешивают и никак не могут решиться, ставя свой отъезд в зависимость от того, как будут развиваться события в стране.
Благодарить Всевышнего каждый день
Главный вывод из краткого анализа состояния еврейских общин в арабских странах: продолжавшееся тысячелетиями нахождение евреев в этих местах подошло к концу и никогда более не возобновится. И печалиться тут не о чем, наоборот, этому следует только радоваться. За исключением коротких промежутков времени, евреи в арабских странах находились в положении людей второго сорта и сносили постоянные унижения и нападки. Правда, в арабских странах гонения на евреев все же не дошли до масштабов просвещенной и «гуманной» Европы, где во времена Крестовых походов, Богдана Хмельницкого и Симона Петлюры евреев убивали целыми общинами, а затем вообще устроили Холокост. Но кому от этого легче?
Евреи арабских стран должны каждый день благословлять Всевышнего за то, что существует Государство Израиль, которое приняло их с распростертыми объятиями и готово принять их соплеменников, все еще находящихся в этих странах.
Давид ШЕХТЕР, Израиль
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!