Неотразимая Лиз
Ослепительно красивая, влекущая, сверкающая женщина с фиалковыми глазами, а плюс к этому еще и талантливая актриса. Стендаль говорил: «Красота есть обещание счастья». Элизабет Тейлор родилась красивой и долгие годы, за исключением последних лет, купалась в счастье. У Лиз Тейлор был суперполный «набор»: красота, слава, бриллианты, длинный шлейф поклонников. Но так устроена жизнь: звезды зажигаются и гаснут. В случае с Элизабет Тейлор это неверно: она будет светить до тех пор, пока люди будут смотреть кино. И еще. Оказывается, есть в судьбе актрисы страницы, неизвестные широкой публике…
Так устроена жизнь: звезды зажигаются и гаснут. В случае с Элизабет Тейлор это неверно: она будет светить до тех пор, пока люди будут смотреть кино. И на волшебном экране никогда не исчезнет несравнимая, легендарная Элизабет Тейлор. Ослепительно красивая, влекущая, сверкающая женщина с фиалковыми глазами, а плюс к этому еще и талантливая актриса (два «Оскара» и три номинации). «Лиз № 5» — так назвал Энди Уорхолл один из ее портретов.
Стендаль говорил: «Красота есть обещание счастья». Элизабет Тейлор родилась красивой и долгие годы, за исключением последних лет, купалась в счастье. По крайней мере, так казалось всем нам, ее поклонникам и зрителям. У Лиз Тейлор был суперполный «набор»: красота, слава, бриллианты, длинный шлейф поклонников. Это уже не приглашение к счастью, а сама субстанция счастья, ее суть. Хотя в судьбе Тейлор было и еще кое-что, на что вряд ли бы согласились завидующие ей зрители и актрисы: многочисленные болезни, травмы, смерти близких и различные происшествия и негативы. Другими словами, полная чаша удовольствий и страданий.
Легенда Голливуда родилась 27 февраля 1932 года вдали от «фабрики звезд», в Европе, а точнее, в шикарном пригороде Лондона, в Хэмпстеде. Отец, Френсис Тейлор, — крупный торговец произведениями искусства, мать Сара Вомбродт — несостоявшаяся актриса. Когда новорожденная Лиз открыла глаза, они заблистали в глубине колыбели, как два аметиста. Так Элизабет и вступила в жизнь с прекрасными глазами редкого фиолетового цвета. Став взрослой, она затмила своей красотой всех женщин. И Грете Гарбо, и Марлен Дитрих, и Вивьен Ли и многим другим голливудским красавицам было далеко до Элизабет Тейлор. Лиз была настоящая, натуральная, естественная от природы красивая женщина.
Семья Тейлор перебралась из Европы в Калифорнию в 1939 году. В 10 лет маленькая Лиз дебютировала в кино. Девочка покорила всех и вскоре подписала многолетний контракт со студией «Метро-Голдвин-Майер». Первым значительным достижением стала лента «Велвит на скачках» (1944) — о трогательной дружбе девочки и лошади. После десятка детских ролей Лиз стала создавать на экране образы романтических девушек. Самым интересным получился образ Анджелы в фильме «Место под солнцем» (1951) — экранизация «Американской трагедии» Драйзера. Далее Лиз доказала, что она не только красивая, но и весьма умелая драматическая актриса: об этом свидетельствовали картины «Рапсодия», «Кошка на раскаленной крыше», «Внезапно прошлым летом».
Своего первого «Оскара» Элизабет Тейлор получила за фильм «Баттерфилд, 8» (1960), когда ей было 28 лет. А мировую известность ей принес фильм «Клеопатра» (1963). Второй «Оскар» Лиз присудили за картину «Кто боится Вирджинии Вульф» (1966). В ней актриса совершила актерский подвиг, представ перед зрителями в неприглядном виде — в образе толстой вульгарной женщины с седыми волосами, двойным подбородком и темными кругами под глазами, чей громкий голос, сардоническое чувство юмора и бесконечные ссоры скрывали неудовлетворенность жизни, отсутствие детей, пустоту в душе. То есть Элизабет в этой ленте сыграла анти-себя.
Перечислять все фильмы, где снялась Элизабет Тейлор, не имеет смысла: она сыграла почти в 100 лентах. У нее множество призов и наград, а в 2001 году в Великобритании она была удостоена звания Дамы, что соответствует рыцарскому сану для мужчин. Однако многие зрители видели в Лиз Тейлор отнюдь не Даму, ее отождествляли с созданным ею образом — с алчной и порочной египетской царицей, то есть видели в ней не Элизабет, а Клеопатру. И актриса понимала и принимала эту двоякую роль в жизни и на экране. Жить для себя и для публики. При этом скандальность, сенсационность и стервозность — непременные атрибуты имиджа кинозвезды. И Лиз поставляла в СМИ требуемый «материал».
«Элизабет — самая добрая женщина, которую я знал. Она внимательна ко всем, кто ее окружает. У человека может быть иногда плохое настроение, — вспоминает Лэрри Фортенски. — Но я никогда еще не видел Элизабет в дурном настроении. Это удивительно. Она всегда занята тем, что оказывает кому-нибудь услугу. Она готова проделать многие километры, чтобы помочь людям». (Заметим в скобках, что тут речь идет о Лиз Тейлор позднего времени, постаревшей и помогающей страдающим.)
Первая любовь Лиз — красавец Голливуда 1940-х годов Монтгомери Клифт, попал в ужасную автокатастрофу, и Элизабет провела 70 дней и ночей у его постели. Клифт скончался…
Встреча на съемках фильма с Ричардом Бартоном стала роковой для обоих — для Ричарда и Лиз. Это была та любовь, о которой говорил Михаил Булгаков, как о внезапном убийце, который неожиданно выскочил из-за угла.
Как написал один из критиков, фильм «Клеопатра» — это подсмотренная в замочную скважину история любви Элизабет и Ричарда. Рекс Харрисон, игравший Цезаря, на съемках чувствовал себя ненужным и лишним. Лиз-Клеопатре стоило большого труда выдавить любовные признания в его адрес. Зато когда дело доходило до романтических сцен с Антонием, хитрая Лиз шла на всевозможные уловки, чтобы увеличить количество дублей. Личные страсти актеров полыхали почище шекспировских!.. Их любовь полыхала как пожар в Риме во времена Нерона. Америка в те годы была очень консервативна, и связь двух кинозвезд воспринимала как «отвратительную пощечину устоям американской нации».
После этих драматических событий Лиз и Ричард 15 марта 1964 года сочетались официальными узами. На свадьбе Элизабет красовалась в роскошном желтом платье — точной копии того, что было на ней во время съемок «Клеопатры».
А дальше потекла семейная жизнь. Нет, глагол «потекла» слишком тихий, дальше жизнь забурлила, как поток горной речки. «Она — ведьма, о которой, однажды ее встретив, мечтает каждый мужчина», — говорил о ней Ричард Бартон.
«Нашим девизом было: есть, пить и веселиться, — вспоминала позднее Лиз, — не забывая о том, что завтра нас ждет съемочная площадка». Вместе они снялись в 11 фильмах и заработали более 50 миллионов долларов (следует заметить, что тогда доллары были весомее, чем теперь).
Две звезды в одном доме (или дворце — какая разница!) — это испытание. У каждого актерские амбиции и творческая ревность друг к другу, кто знаменитее, кто талантливее. Плюс чисто человеческая ревность. Лиз всегда переживала на съемочной площадке, по-настоящему ли он целует партнершу, и он в свою очередь ревновал Тейлор. Бартон часто впадал в черную меланхолию и запои. Кризис отношений пришелся на фильм «Кто боится Вирджинии Вульф», где безобразные скандалы героев пьесы Эдварда Олби прямиком перекочевали в супружескую спальню актеров. А тут еще Элизабет Тейлор получила «Оскара», а Ричарда Бартона в очередной раз прокатили. И — громокипящий развод.
А через год, помучившись в отдалении друг от друга, Тейлор и Бартон вновь поженились (Бартону было 50 лет, Лиз — 43).
И опять общественный резонанс, и по всей Америке продавали открытки для влюбленных с надписью: «Как Антоний и Клеопатра. Как Дик и Лиз — любовь навеки».
Навеки не получилось и не могло получиться. Элизабет Тейлор и Ричард Бартон окончательно расстались, а 5 августа 1984 года совсем спившийся и опустившийся Бартон покинул белый свет. И его молодая вдова Салли Хэй (последняя жена Бартона) будет категорически против появления Элизабет Тейлор на похоронах Ричарда. Но и после похорон происходила ожесточенная борьба за прах Бартона: где ему окончательно найти упокоение.
Расставание с Бартоном дорого обошлось Тейлор: она пристрастилась к алкоголю, наркотикам, неоднократно лежала в различных клиниках на лечении. Лиз стала потихоньку катиться вниз. Она была еще красивой, очень богатой и вместе с тем уже довольно несчастной. В конце концов, ее «успокоило» здоровье, точнее — нездоровье и болезни.
Да, Элизабет Тейлор была очень богатой. В 18 лет она уже имела акции, норковые шубы, «кадиллак» и кольцо за 50 тысяч долларов. А дальше на нее посыпались уникальные бриллианты, дома, картины импрессионистов и т.д. Но, увы, она была еще «богата» на болезни и всякие несчастные случаи. То она упадет с лошади, то ее укусит какой-то злобный паук, то она поскользнется на лестнице… Лиз перенесла около 80 различных хирургических операций, в том числе и по удалению опухоли в левом полушарии мозга. Ее снимок с бритой головой обошел все газеты мира. Сама много настрадавшись, Тейлор широко занималась благотворительностью, особое место в этом занимал Израиль (подробнее об этом ниже. – Ред.). В 1992 году актриса получила специального «Оскара» за активную борьбу против СПИДа.
В последнее время Элизабет уже не вставала со своей инвалидной коляски и загодя, 29 января 2011 года, устроила свой день рождения. Она улыбалась гостям и говорила: «Я еще жива — не удивляйтесь!.. Как выглядят небеса? Мне не терпится попасть туда. Там я не буду больше испытывать боль и страдание, там я воссоединюсь с Ричардом. А уж он обо мне позаботится...»
23 марта 2011 года Элизабет Тейлор не стало. В 79 лет она скончалась от сердечной недостаточности. И в этом была тоже некоторая ирония: она всю жизнь изнемогала от сердечного изобилия, любила свою профессию, мужчин и бриллианты.
Звезда Элизабет Тейлор с экрана перекочевала на небо и оттуда нам всем светит ярким светом. А мы будем ее вспоминать, восторгаться и немного недоумевать: как такая женщина могла появиться на земле?..
Юрий БЕЗЕЛЯНСКИЙ, Россия
Фото http://www.flickr.com/
Только факты
Актриса на протяжении всей жизни поддерживала Израиль и ради евреев была готова пожертвовать собственной жизнью.
* В 1952 году Элизабет сыграла еврейскую девушку в фильме по роману Вальтера Скотта «Айвенго».
* 2 февраля 1959 года Элизабет Тейлор купила государственные облигации Израиля на сумму 100 тысяч долларов.
* 12 июня 1967 года Элизабет Тейлор вместе с друзьями Израиля провела в Лондоне благотворительный вечер и собрала 840 тысяч долларов в помощь Государству Израиль.
* 28 июня 1967 года Лиз и Тони Кертис отказываются от посещения Московского кинофестиваля в знак протеста против политики Советского Союза по отношению Израилю. А спустя 20 лет подписывает письмо — обращение к Раисе Горбачевой с требованием выпустить из страны евреев-отказников...
* В 1975 году Элизабет Тейлор была одной из немногих, кто осудил ООН за резолюции против сионизма: «Мы потрясены, что насквозь расистская резолюция применяется к национальному движению еврейского народа... Эта резолюция ставит под угрозу все моральные принципы, на которых основана Организация Объединенных Наций...», — говорилось в этом письме.
* 27 июня 1976 года арабские террористы угнали самолет «Эр Франс», следовавший маршрутом из Тель-Авива в Париж. Весь мир облетела весть, что самолет находится в Уганде и евреям грозит смертельная опасность. И тогда Элизабет Тейлор громогласно заявила, что предлагает себя в заложники в обмен на всех евреев, находившихся на борту самолета. Но израильтяне убедили ее не делать такого шага, так как операция по освобождению заложников уже находилась в стадии разработки и подготовки. Теперь об операции «Энтеббе» знают миллионы людей во всем мире. Этому событию посвящено несколько фильмов, в одном из которых Тейлор сыграла небольшую роль.
По материалам Светланы Туровец, США
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!