Борис Березовский и его музыка

 Яков Коваленский
 4 мая 2011
 4955

Влиятельный английский музыкальный журнал Gramophone, пишущий о классической музыке, в декабре 2010 года назвал российского пианиста Бориса Березовского великим. Зная репутацию этого издания, можно не сомневаться в том, что это истина. Березовский родился в Москве в 1969 году в музыкальной семье (его отец Вадим Абрамович — крупнейший педагог фортепиано), учился в Московской консерватории у Элисо Вирсаладзе и частным образом у Александра Саца. Еще будучи студентом, Борис блестяще выступил на международном конкурсе в английском Лидсе и стал лауреатом. Но его главная победа — Первая премия и золотая медаль на Международном конкурсе имени Чайковского в Москве в 1990 году, где его выступление было грандиозным. Впервые за всю историю последних лет этого конкурса решение жюри и мнение публики совпали. А это дорогого стоит.  

Председатель жюри, строгая и принципиальная профессор Т. Николаева, назвала дар Березовского уникальным. Автор статьи помнит, какой восторг вызвало исполнение Березовским этюдов Шопена, Листа, Рахманинова, «Исламея» Балакирева, а также концерта № 3 Рахманинова. Пройдет всего несколько лет, и пианист запишет на диски все этюды Шопена и Листа, и эти записи получат международные премии. А запись «Исламея» журнал Gramophone и компания ВВС (после анализа и сравнения всех сделанных записей этой пьесы, в том числе и В. Горовицем) назовут лучшей!
Еще на конкурсе Березовский поражал слушателей красивым звуком: его piano было нежным, а forte (мощное и ясное) — певучим. Это выделяло его среди других конкурсантов. Технические возможности пианиста беспредельны. Качество звука и умение проникнуть в различные композиторские стили — это и есть определяющие черты русской фортепианной школы.
Сразу после конкурса музыкант стал широко концертировать по всему миру. Его репертуар охватывал музыку различных эпох и стилей. Березовский сыграл и записал все фортепианные концерты Бетховена, Листа, Брамса, Шопена. Его приоритетом остается романтическая музыка и, конечно, музыка русских композиторов, главным образом Чайковского, Рахманинова и Метнера. С начала 1990-х годов пианист жил в Лондоне, а в последние годы живет в Брюсселе. Автор статьи лично видел, как менеджеры престижного лондонского Wigmore Hall упрашивали Березовского играть у них чаще. При том что выступать в этом зале — мечта (часто несбыточная) любого концертирующего музыканта.
Березовский часто приезжает в Россию и играет не только в столицах, но и в далеких городах. Но для такого талантливого и деятельного человека, как Березовский, этого мало. Его увлечение творчеством выдающегося русского композитора Николая Карловича Метнера (1880–1951) вылилось в организацию и проведение московского, а затем и всероссийского Метнер-фестиваля. Напомню, что Н.К. Метнер родился в Москве в семье обрусевших немцев. Его первым учителем был его дядя Федор Гедике, отец выдающегося российского органиста Александра Гедике. В 1892–1900 годах Метнер учился в Московской консерватории как пианист у П. Пабста и В. Сафонова, по композиции — у А. Аренского и С. Танеева. После окончания консерватории с золотой медалью (как пианист) Метнер посвятил себя в основном сочинению музыки. По стилю своих сочинений это был композитор XIX века, не принимавший никаких модернистских течений.
Он эмигрировал из России в 1921 году, поселился в Париже, а последние годы жизни провел в Лондоне. Надо сказать, что творчеству Метнера не везло в России. Первые годы после революции его музыка звучала в СССР, в 1927 году он даже приезжал в страну на гастроли.
Когда я учился в музыкальной школе, мой педагог брала уроки у Метнера во время его гастролей по СССР и много рассказывала о нем. С детства я играл сочинения композитора, часто к неудовольствию дирекции школы. Но вскоре железный занавес опустился, и на долгие годы творчество эмигранта Метнера стало запретным. Его сочинения не исполняли, о нем ничего не писали.
Первый прорыв в этом отношении принадлежит великому пианисту Эмилю Гилельсу. В № 12 журнала «Советская музыка» за 1953 год он поместил статью «О Метнере», в которой поставил его в один ряд с великими русскими композиторами Рахманиновым и Скрябиным. Гилельс стал исполнять сочинения Метнера и записал их на пластинки. Постепенно ситуация стала меняться: один из лучших учеников Метнера — профессор Московской консерватории Абрам Шацкес — тоже начал исполнять музыку Метнера и записывать ее. Произведения композитора исполняли Мария Юдина и дирижер Евгений Светланов, который преклонялся перед Метнером.
Но все же творчество Метнера не получило широкого распространения в России. Поэтому Метнеровские фестивали, которые проводятся по инициативе Б. Березовского, заслуживают высокой оценки. Эти фестивали открыли для новых поколений музыкантов и слушателей целый пласт замечательной музыки и обогатили наш кругозор. Вспоминается мнение С. Рахманинова о композиторе: «Я его очень люблю, очень уважаю и, говоря чистосердечно, считаю Метнера самым талантливым из всех современных композиторов. Один из тех редких людей — как музыкант и человек, — которые выигрывают тем более, чем ближе к ним подходишь».
Березовский собрал команду замечательных пианистов, певцов, скрипачей и провел четыре фестиваля: в 1995, 2006, 2007 и 2011 годах. Музыкант — вдохновитель, организатор и активный участник всех Метнеровских фестивалей. На последнем фестивале играла старшая дочь музыканта — Эвелина Березовская, которой еще нет 20 лет. Постоянные участники этих фестивалей: профессор Королевской академии музыки Лондона Хэмиш Милн, преподаватель Московской консерватории Екатерина Державина, певица Яна Иванилова, а также появились новые имена — немецкий пианист Северин фон Эккардштейн и российский бас Федор Тарасов. Борис Березовский исполнил «Сказки» (романтические пьесы разнообразного содержания, название которым дал сам композитор) и сонату, названную автором «Ночной ветер». Пианист играл вдохновенно, для него музыка Метнера — родная стихия! Кроме того, он тонко аккомпанировал певцам — Я. Иваниловой и Ф. Тарасову, которые исполняли романсы Метнера.
В это же время Березовский дал несколько сольных концертов в Москве, С.-Петербурге, Набережных Челнах. В Концертном зале имени Чайковского в Москве он исполнял совместно с виолончелистом А. Князевым и скрипачом Н. Борисоглебским фортепианные трио Чайковского, Рахманинова и Шостаковича. Редко звучащая гениальная музыка! Обычно трио играют в небольших залах, но Березовский возвращает этот жанр на большую эстраду. Попасть на этот концерт было невозможно. Давно не было такого аншлага. Все выступления Березовского прошли на высоком уровне и вызвали огромный интерес слушателей. Пианист умеет устанавливать контакт с любой публикой — и изысканно-рафинированной, и не очень искушенной, сразу берет ее в плен своей игрой. Пианизм Березовского демократичен и доступен широчайшим слоям любителей музыки. А играет он часто сложную современную музыку (Хиндемита, Яначека), требующую для восприятия определенной подготовки. Но силой своего таланта и мастерства он умеет донести ее до сердец слушателей, которых уважает и любит.
Репертуар пианиста за последние годы расширился: концерты и сонаты Моцарта, камерная музыка Брамса и Шуберта, Фортепианный концерт Хачатуряна. Большая заслуга Березовского в том, что он вернул на широкую концертную эстраду творчество незаслуженно забытого американского пианиста и композитора Леопольда Годовского (1870–1938), которого называли «пианист для пианистов» из-за сложности его сочинений. Годовский сделал технически трудные и изысканные обработки этюдов Шопена, которые мало кто может исполнить. Березовский блестяще их сыграл, и за запись этих произведений журнал ВВС в 2006 году удостоил его звания «Пианист года».
В океане фортепианной музыки музыкант умеет находить настоящие перлы, которые ускользают от внимания других исполнителей. Недавно вместе с замечательной французской пианисткой Брижит Анжерер, которая училась в Москве у Станислава Нейгауза, они исполняли музыку для фортепиано в четыре руки. Кроме сочинений Моцарта и Брамса, сыграли совершенно неизвестное у нас фортепианное четырехручное переложение музыки балета Чайковского «Спящая красавица», сделанное молодым Рахманиновым. Музыка необыкновенной красоты и блеска, это сочинение было одобрено самим Чайковским. Многие слушатели испытали настоящий шок — такой музыкальный перл давно никто не слышал.
Таков Борис Березовский — всегда в поисках нового в музыке и сам постоянно обновляющийся во благо искусства. Уверен, что его ждут новые открытия и новые фестивали, а нас, слушателей, — радость от встреч с его искусством.
Яков КОВАЛЕНСКИЙ, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции