Эфраим и Менаше

 Янкл Магид
 4 мая 2011
 2952

Каждое предложение в Торе — это сверкающая ослепительным блеском вершина айсберга. Главный смысл фразы, вернее того, что стоит за ней, скрывается в темных водах подтекста. Темных, то есть непрозрачных, потому что святое сокровище духовного знания нельзя бесстыдно выставлять на обозрение праздным зевакам. Тот, кто хочет узнать, придет, углубится и узнает  

.
Продолжая начатый разговор о выборе духовного пути, невозможно не рассказать о споре между праотцем Яако­вом и его сыном Йосефом. Впрочем, их разговор трудно назвать спором, ведь Йосеф в духовном смысле был полностью привязан к отцу, но именно поэтому возникшее между ними разногласие и представляет особый интерес. Настолько особый, что Тора сохранила его на своих страницах, оставив для изучения десяткам поколений потомков Яакова и Йосефа.
Рассказывает Пятикнижие: когда Йосеф узнал о близкой кончине отца, он взял своих сыновей, Менаше и Эфраима, и поспешил в отдаленную провинцию Гошен, где он как правитель Египта разместил свою семью. И поставил двух мальчиков перед отцом: первенца Менаше справа от Яакова, а Эфраима слева. Но Яаков протянул свою правую руку и положил ее на голову Эфраима, хотя тот был младшим сыном, а левую — на голову Менаше. Увидев это, Йосеф попытался приподнять правую руку отца и переложить ее на голову первенца. И сказал он Яакову: «Не так отец, вот первенец, положи руку на его чело». Но Яаков не согласился и ответил: «Знаю, мой сын, знаю. Старший тоже станет народом и тоже достигнет величия, но младший будет больше его».
Мидраш рассказывает об истинной подоплеке этого разговора. Йосеф, оказавшийся в Египте, больше всего был озабочен сохранением духовного наследия, полученного им от отца. Он боялся, как бы низкие нравы египтян и образ их жизни не повлияли на него. Потому он особенно тщательно хранил и соблюдал все, что успел выучить и принять в отцовском доме.
Главным в духовной работе Йосефа было отделение. Прежде всего отделить себя от окружающей среды и, постоянно повторяя Учение, сохранить традицию без малейшего изменения. Намек на это содержится в имени первенца: из букв его имени можно составить слова «изменять» и «повторять». Именно по этой причине Йосеф отправил братьев и отца в отдаленную провинцию — подальше от соблазнов и роскоши египетской жизни.
Парадоксально, но при всей своей привязанности к традиции отца Йосеф не мог принять того, что отец смотрит на мир уже по-иному. Нельзя сказать, будто подход Яакова являлся чем-то принципиально новым, ведь в имени второго сына Йосеф оставил намек на умножение, увеличение, то есть именно тот подход, о котором говорил Яаков.
Нельзя жить в стране, считал Яаков, и быть абсолютно оторванным от влияния ее культуры. Могут два пути либо подвергаться влиянию, либо оказывать его. Замкнуться, чтобы сохраниться, вряд ли удастся: духовные влияния проникают сквозь самые высокие стены и прочные запоры. Единственный способ уберечься — влиять самому. Однако Йосеф был уверен, что главным является первый подход.
Хасидизм считает, что в этом разговоре шла речь не только о выборе дороги для общины или народа, но и об определении духовного пути для каждого еврея. Вернее, патриархи говорили о многом, в том числе и об этом, а разные комментаторы рассматривают разные аспекты того разговора. Нам сегодня представляется маловероятным такой разноплановый, многоуровневый разговор, но если вспомнить, что Яаков и Йосеф были пророками, то всякое сравнение их интеллекта и глубины понимания жизни с нашими становится смешным.
Однажды я присутствовал при споре двух больших раввинов. Они не произносили речей и даже не снисходили до целых предложений, обмениваясь в качестве доказательств именами авторов комментариев и номерами страниц в их книгах. Я усердно записывал и потом несколько месяцев расшифровывал их десятиминутный и, казалось бы, небрежный обмен репликами.
С точки зрения хасидизма, патриархи вели разговор о двух силах, действующих в душе человека. На современном языке их можно обозначить как центростремительная и центробежная. Написано в Торе: «Удались от зла и делай добро». Первое, что должен сделать человек, вступающий на духовный путь, — отделиться от зла. Нам, российским евреям, выросшим в самой гуще нееврейской культуры и впитавшим многочисленные «измы», нужно прежде всего научиться отделяться от чужого влияния. Узнать свое и отстраниться от чужого. Это имел в виду Йосеф.
Но часто, увы, происходит нечто иное. Еврей начинает соблюдать заповеди, погружается в мир Торы, Учения. А его родители, его родственники, его бывшие друзья, оставшиеся в рамках прежней культуры, совершенно перестают его интересовать. Он теперь живет только «отделением», тщательно избегая всякой возможности подвергнуться дурному влиянию. Такая позиция хороша для тех, кто начал свой путь, но, увы, у каждого из нас есть немало знакомых, застрявших в начальном периоде духовного путешествия. Человек замыкается в себе, в своем ближайшем окружении, разделяющем его взгляды, в семье. Ему нет никакого дела до остальных евреев, он отделил их, вынес за рамки своего мира. Это центростремительная сила — «удались от зла».
Но как же быть с центробежной — «делай добро», — о которой говорит вторая часть фразы? Яаков понимал, что не все его потомки будут обладать способностями Йосефа, умевшего не забывать о второй части фразы, делая ударение на первую. Поэтому он считал, что главным для евреев, живущих в изгнании, будет выполнение позитивной заповеди, активного влияния на окружающий мир.
Хасид не может замыкаться в себе, ему не может быть хорошо и тепло в доме учения над раскрытой Гемарой, если в городе есть евреи, не знающие, что такое тфилин, если тысячам еврейских детей радио, телевидение, Интернет ежедневно выливают на голову ушаты оглупляющей, злой информации. Оторвать часть своего живого, трепещущего еврейского сердца и отдать его другим евреям — вот что имел в виду наш праотец Яаков.
– Знаю, знаю, сын мой, — словно говорит он каждому «мудрецу», живущему только для себя и своей семьи. — Тебе так проще и удобнее, но чтобы стать больше, стать «большим», главным в своей жизни, нужно сделать путь Эфраима.
Янкл МАГИД, Израиль



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции