Живая легенда современной фотографии
В моих фотографиях вы можете увидеть, что я не боюсь влюбиться в тех, кого фотографирую. Энни Лейбовиц Она редко дает интервью, но ее фотографии известны всем. Чего уж там — звезды стоят в очереди, чтобы сфотографироваться у нее! Она умеет наблюдать и может превратить простую фотографию в целый рассказ и удивительную историю. Она удивляет способностью проникать во внутренний мир человека. Когда она снимает в новой для себя среде, то делает это так, что ее не замечают. Прищуренный взгляд внимательных умных глаз, крупные и четкие черты лица, элегантность и воображение — это всё она, талантливая и разносторонняя дива объектива. Самая известная и успешная женщина-фотограф современности.
Энни Лейбовиц (Annie Leibovitz) — третий из шести детей в семье офицера ВВС США. Она родилась 2 октября 1949 года. Ее прабабушка и прадед со стороны матери были еврейскими эмигрантами из России, а родители отца приехали в Америку из Румынии. Мать, Мэрилин Лейбовиц, была преподавателем современного танца. Семья часто переезжала из-за служебных обязанностей отца, и свои первые кадры Энни отсняла на Филиппинах, куда ее отца расквартировали на время войны во Вьетнаме.
По окончании школы, в 1967 году, Энни Лейбовиц поступила в Институт искусств Сан-Франциско. Учась на третьем курсе, приняла решение отправиться в Израиль. Около полугода жила в кибуце, работала в археологической экспедиции на раскопках в Старом городе Иерусалима. Сама Энни рассказывает, что решение стать фотографом пришло к ней именно в Израиле, где она полгода работала в археологической экспедиции. Развалины, раскопки, пыль и прах — это было так интересно и требовало немедленного запечатления!
И Энни послала свои работы в самый модный журнал в музыкальном мире — Rolling Stone. В 1970 году была принята туда внештатным фотокорреспондентом. Уже в январе следующего года ее фотография украсила обложку журнала, а через несколько лет она стала главным фотографом журнала. В 1975 году Энни была официальным фотографом группы Rolling Stones во время ее американского турне. Позже она вспоминала: «Если бы у меня не было камеры, я потеряла бы смысл и цель жизни». Она была рядом с музыкантами и разделяла их жизнь. Более того, она стала частью их жизни, как становилась частью жизни каждого, с кем работала. Видя такую искренность, люди полностью раскрываются, показывают характер, слабости и сильные стороны. Она видит людей разными, но в их фотоизображении неизменно присутствует обратная стороны медали — усталые, растрепанные… люди как будто ищут тепла и сочувствия, сильные становятся зависимыми, наглые — робкими, и наоборот.
8 декабря 1980 года Энни фотографировала Джона Леннона и Йоко Оно. Сначала она собиралась фотографировать только Джона, но тот потребовал, чтобы обожаемая им Йоко тоже участвовала в фотосессии. Если бы они знали, что эта была последняя съемка Леннона. Через пять часов музыкант был убит…
Фотография Джона и Йоко была напечатана на обложке Rolling Stone, а в 2005 году завоевала первое место на конкурсе «Лучшая журнальная обложка за последние 40 лет». Тринадцать лет Энни фотографировала для журнала Rolling Stone, затем в 1983 году ее пригласили в «звездный» журнал Vanity Fair («Ярмарка тщеславия»). В начале 1990-х она стала одним из самых востребованных и высокооплачиваемых фотографов в мире и открыла собственную студию в Нью-Йорке.
Энни работает во многих жанрах, но главный ее конек — это фотопортрет. «Давай посмотрим, что в тебе самое лучшее!» — говорит она модели — и смотрит, и ищет, и находит! Список знаменитостей, которых она фотографировала, огромен. В 2007 году королева Англии Елизавета II попросила Лейбовиц сделать ее фотопортрет. Энни попросила венценосную модель снять корону. Елизавета молча подчинилась, но если верить газетным источникам, потом выместила негодование на своем помощнике.
Удивительно, как капризные и избалованные звезды становятся тихими и послушными, как только в поле зрения появляется стремительная светловолосая женщина в джинсах и грубых ботинках. Они готовы по желанию Энни стоять часами в неудобных позах. Как, к примеру, Стинг, который, обмазавшись грязью, стоял посреди пустыни на одной ноге.
Лейбовиц посадила Вупи Голдберг в ванну с молоком, создав потрясающий контраст, а Тома Круза сфотографировала без его знакомой всем голливудской улыбочки, заявив актеру, который, завидев Энни, по привычке начал улыбаться: «Том, ты выглядишь как идиот. Будь серьезнее». Конечно, улыбка сразу сползла с лица Тома.
Ее указаниям подчинялись чета Клинтонов, Билл Гейтс, Дональд Трамп и многие другие. Лейбовиц удается смешивать политику с модой, пейзажи с портретами, легкомысленных девиц и старушек, нищих и вельмож. Арнольд Шварценеггер застывал на белой лошади, а Луи Армстронг рассекал на велосипеде. С ее фотографий Обама уверенно взирает из кресла в Белом доме, а Квентин Тарантино в образе сумасшедшего с постели смотрит на голубей.
У Энни не бывает некрасивых женщин. Она вообще умеет сочувствовать женщинам. К примеру, фото с Мерил Стрип — Мерил в простой белой рубашке и… такое же простое белое лицо под толстым слоем краски. Растянутая пальцами кожа и взгляд, полный затаенной боли, словно рассказывающий о том, как тяжело видеть любой женщине свое уставшее, изможденное лицо…
Весьма разнообразные личности и весьма неожиданные сюжеты, не правда ли? Энни Лейбовиц не гонится за красивой картинкой, она считает, что в фотографии обязательно должно присутствовать скрытое внутреннее содержание. Она не боится фотографировать морщины и несовершенство форм. Она обожает работать с пожилыми людьми: «Они передают потрясающую концентрацию опыта».
В 1989 году писательнице Сьюзан Зонтаг потребовалась фотография для обложки книги «СПИД и его метафоры», и хотя она сама написала несколько книг по фотоискусству, обратилась к Энни Лейбовиц. Так состоялось их знакомство. Писательница стала верным другом, союзником и критиком Энни. «Ты хороша, но можешь быть еще лучше», — говорила Сьюзан, подстегивая Энни. И та работала больше и больше. Сейчас она говорит, что без Сьюзан многие ее проекты не были бы реализованы.
В 1993 году Энни отправляется в Сараево во время военных действий. Там она делает одну из своих самых жутких и печальных фотографий: «Велосипед мальчика, убитого снайпером». «Я ехала фотографировать, вдруг раздался выстрел — и прямо перед машиной упал мальчик на велосипеде. Мы повезли его в госпиталь, но он скончался по дороге», — с горечью вспоминала она.
В 1999 году Зонтаг и Лейбовиц выпустили книгу «Женщины», которая по сей день считается в Америке, да и во всем мире бестселлером. В книге около двухсот фотографий женщин разных национальностей, вероисповеданий, возрастов, разного цвета кожи. Простые женщины и знаменитые, красивые и очень красивые.
В конце 2004 году Сьюзан умерла от лейкемии…
В октябре 2001 года 51-летняя Энни стала матерью, а 2005 году в ее семье прибавилось еще две девочки, которых выносила суррогатная мать. И хотя дети занимают почти все ее время («Я чувствую себя как директор летнего детского лагеря», — усмехается Энни), она находит время и для любимого дела — фотографирует, устраивает выставки, издает книги.
Ее последняя книга «Жизнь фотографа: 1990–2005» содержит более двухсот личных черно-белых фотографий. «У меня только одна жизнь, и все мои фотографии — очень личные и сделанные по заданию — часть этой жизни», — написала она в предисловии. «Книга обязана своим рождением моему горю», — признавалась Энни, имея в виду смерть Сьюзан и своего отца, который умер в 2005 году.
Энни Лейбовиц по праву считается одним из наиболее талантливых фотографов. Выставки ее работ проходят по всему миру. Библиотека конгресса США наградила Энни Лейбовиц званием «Живая легенда». Она является обладательницей Почетной медали Международного центра фотографии.
«Надеюсь, я умру, снимая…» — говорит Энни.
Татьяна ГРИБАНОВА, Россия
Фотографии с сайта www.flickr.com
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!