Тора и современность

 Раввин Довид Карпов
 14 апреля 2011
 3471

Глава «Тазрия» Дополнительный отрывок «Паршат- га-Ходеш» , который начинается словами («Шмот», или «Исход», 12:1-2): «И сказал Господь Моше и Аарону в земле Египетской, говоря: ”Месяц сей для вас начало месяцев; первый он у вас из месяцев года”». «И говорил Господь Моше так: ”Говори сынам Израиля следующее: если женщина зачнет (тазрия) и родит мальчика…”» («Ваикра», или «Левит», 12:1–2)

Тема: обряд обрезания (брит-мила)
«А в день восьмой обрежут его крайнюю плоть» (12:3)
Почему Тора предписывает совершать обряд обрезания именно на восьмой день? Дело в том, что этот срок на один день превышает длительность семидневной недели, поскольку заповедь обрезания важней, чем даже шабат. Поэтому, если восьмой день приходится на субботу, обрезание все равно проводят. Хотя для самих специалистов (моэль) это не самый удобный вариант. Существует и другой резон: в этом случае новорожденный перед обрезанием обязательно проведет одну субботу в этом мире, и это даст ему дополнительные силы. Такая суббота перед обрезанием получила название «шабат шалом-захор»

Из бесед Ребе
И будут неразлучны
Во время обрезания присутствующие провозглашают: «Так же, как этот (ребенок) вступил в союз обрезания, так же пусть он придет к изучению Торы, созданию семьи (хупе) и добрым делам». Но почему эти важные и справедливые слова произносятся лишь во время обрезания? Потому что обрезание — это заповедь, которую выполняют один раз и на всю жизнь. И такой же неразрывной должна быть связь еврея с Торой: он должен принять ее один раз и навсегда.
Сборник «Имрей Биньямин»

Глава «Мецора»
«И сказал Господь Моше, говоря: ”Это будет закон о прокаженном (мецора) — в день очищения: пусть приведут его к священнику”»

Чтобы не обидеть ближнего
Человек, больной язвенной болезнью кожи — «мецора», — серьезное испытание как для себя самого, так и для окружающих.
Рассказывают, что долгие годы рабби Леви-Ицхак из Бердичева имел обыкновение молиться в маленькой синагоге, в которой молился в юности. Как правило, он сидел в особом кресле, лицом к общине, и во время повторения молитвы ведущим — «хазаном», чтобы сосредоточиться, прикрывал ладонью глаза. И вот однажды хасиды, которые всегда очень внимательно следили за своим Ребе, заметили, что он перестал прикрывать глаза ладонью. Долго они допытывались до истинной причины, пока не узнали, в чем тут дело.
Оказывается, в их синагогу стал ходить один еврей, у которого (не про нас будь сказано) был паралич лицевого нерва, отчего его лицо было искажено страшной гримасой, поэтому все, кто встречал его, невольно отворачивались. Все — но только не Бердичевский Ребе, который не мог себе позволить даже невольно обидеть другого еврея. Поэтому он изменил своей привычке и перестал прикрывать глаза: не дай Б-г этот человек подумает, что ему неприятно его видеть. Ведь главное в человеке — душа. А для Ребе любая еврейская душа — драгоценный камень, который, правда, может иногда быть вставлен в неподобающую оправу.

Великая суббота (Шабат-га-гадоль) 
Последняя суббота перед праздником Песах выделяется среди прочих и даже имеет свое собственное название: «Великая суббота», или «Шабат-га-гадоль» (в этом году 16.04.11). Традиция рассказывает, что в этот день произошло «великое чудо», связанное с пасхальной жертвой. Египетские первенцы подняли восстание против Фараона, когда узнали о грозящей им гибели, связанной с будущим пасхальным жертвоприношением и страшной опасностью, нависшей над ними и всем Египтом.
Но почему в нашу традицию это чудо вошло именно как «Великая суббота», а не как обычно — в виде календарной даты (10 нисана)?
Более того, во время обряда «освящение субботы» (кидуш) мы прежде всего подчеркиваем две особенности этого святого дня: а) связь с седьмым днем Сотворения мира, когда «Всевышний почивал»; б) напоминание об исходе из Египта.
Дело в том, что на тот момент, когда евреи, находясь в Египте, взяли ягненка в качестве пасхальной жертвы к себе в дом, еще не существовало понятия «субботы» или «шабата».
Суббота была «дарована» позднее, в пустыне, уже после выхода из Египта, когда начала выпадать манна (ман) (в начале еврейского месяца ияр). А день, когда мы отделили пасхальную жертву, стал прообразом будущей субботы, можно сказать — «первой» субботой в нашей истории, которая дала нам ощущение внутренней свободы еще в то время, когда мы находились в Египте. Поэтому для нас более принципиальным оказался именно день недели, когда произошло это чудо, а не календарная дата.

Глава «Ахарей»
«И говорил Господь Моше после (ахарей) смерти двух сыновей Ароновых…» (16:1)

Напрасное кровопролитие
«А ко входу в Шатер собрания не приведет его для приношения жертвы Господу пред скиниею (пред жертвенником) Господнею, то кровопролитием будет считаться это тому человеку…»(17:4)
Жертвоприношения учат нас, что есть ценности, ради которых мы должны быть готовы пролить свою кровь. Но это лишь в том случае, когда «жертвоприношение» совершается в подобающем месте — в храмовом дворе. Другими словами, когда мы идем на жертвы ради истинных ценностей и святых целей. Но иногда евреи жертвуют собой ради ложных и чуждых еврейской традиции целей. Тогда такое неуместное геройство не считается заслугой, а напротив, ненужным «кровопролитием», пусть и своей собственной крови. Ведь наша жизнь вовсе не является нашим «имуществом», а дается нам для служения Творцу.
Сборник «Иглей-таль»

Глава «Кедошим»
«…Святы будьте (кедошим), ибо свят Я, Господь, Б-г ваш» (19:2)

Сплетник
«Не ходи сплетником в народе твоем…» (19:16)
Что собой представляет человек, становится ясно для всех, как только он раскрывает рот. Поэтому сплетника (рахиль) всегда заметно за версту, когда он «в народе своем».
«Зогар», глава «Балак»

Глаза и уши не всегда подчиняются нам, зато наши уста мы всегда можем контролировать — если захотим. Поэтому Тора устанавливает ограничения и запреты, касающиеся нашей речи: сплетни (рхилут) и злоязычие (лшон-га-ра).
«Зогар», глава «Микец»

11 нисана — день рождения главы поколения, Седьмого Любавичского Ребе — рабби Менахема Мендела Шнеерсона
(11 нисана, 5662/1902)
Никаких отговорок!

Ребе всегда нацелен на позитив, попытка сделать что-то полезное для другого еврея всегда предпочтительней, чем бездействие, пусть и разумное.
Как известно, Ребе активно развивал институт посланников — «шлухим». В настоящее время тысячи посланников Ребе во многих городах мира, включая и несколько сотен городов СНГ, помогают местным общинам возрождать еврейскую жизнь и традиционные ценности. Но когда-то это казалось революционным шагом, и даже среди хасидов находилось много таких, кого пугала перспектива бросить насиженное место и вместе с семьей уехать на долгие годы в другой город, а то и в другую страну с просветительской миссией.
Однажды молодая пара, которой Ребе предложил отправиться с такой религиозной миссией в «шлихут», решила найти благовидный предлог для отказа. Муж написал Ребе письмо, в котором сообщил, что он очень сожалеет, но в силу слабости здоровья просит освободить его от этой повинности.
Ребе крайне редко демонстрирует свое несогласие, а тем более недовольство прямо и открыто. Поэтому в ответном письме он выразил свое недоумение в такой форме: «Я думал, ты напишешь наоборот: в силу сложности предстоящей мне миссии я прошу благословения, чтобы мне были даны силы и здоровье выполнить намеченное. Такую просьбу я бы, безусловно, удовлетворил».
Как говорится: почувствуйте разницу! Ведь если даже хасиды будут брать самоотвод, то как же тогда мы будем встречать Мошиаха?

Ребе и хасид
Ребе и хасида связывают особые, ни на что не похожие отношения, которые с трудом поддаются описанию, настолько они деликатны и возвышенны.

Когда Ребе спит
…Когда Ребе спит, когда Ребе спит —
спят и все хасиды…
Из хасидской песни

Как надо понимать слова этой народной песни? Или, может быть, в них вообще не следует искать особого смысла? Нет, смысл все-таки есть. Когда мы говорим, что перед нами «спящий портной», это не совсем верно: ведь пока он спит, он ничего не шьет, так какой же он в этом случае портной?! То же самое можно сказать о человеке любой профессии, но только не о Ребе. Ведь когда Ребе спит, он все равно остается Ребе для своих хасидов.
Рабби Ицхак из Ворки

Будущее и настоящее
Известно, что Ребе обладает пророческим даром. Но почему-то при этом мы его называем не пророком, а просто Ребе. Дело в том, что пророк может видеть будущее, а Ребе видит еще и… настоящее, а это гораздо сложнее.
Рабби Нафтоли из Ропшиц

Привязанность
Один хасид обратился к Ребе Рашабу (5-му Любавичскому Ребе) с практическим вопросом: «Как почувствовать ту особую «связь», которая связывает хасида с Ребе?»
Ребе Рашаб ему ответил так: «Изучай мои труды по хасидской философии, и тогда будешь “привязан” — “мекушар” — ко мне».

Заново рожденный
Один из важных моментов в отношениях Ребе и хасида — это аудиенция, во время которой происходит откровенный разговор «по душам». Не удивительно, что когда хасид выходит после аудиенции от Ребе, он ощущает себя как будто рожденным заново, ведь от него, былого, практически ничего не осталось. Его Б-жественная душа ощущает новый прилив сил, доброе начало — радость и воодушевление, зато его животная душа сломлена и разбита, а его дурное начало полностью раздавлено.
Из бесед Ребе

Праздник Песах — 5771/2011
Поиск «квасного» (хамец) и проверка (бдикат-хамец) — в ночь с 17.04 на 18.04
Начало запрета иметь в своем владении и пользоваться «квасным» (хамец) — намного ранее полудня 18.04 (точное время можно узнать в местной общине)
1-й пасхальный седер — в понедельник 18.04 (вечером)
2-й пасхальный седер — во вторник 19.04 (вечером)
Пасхальная неделя: 19–26 апреля.

Если кисло на сердце
Однажды рабби Исроэль из Вижниц отправился вместе со своим помощником, «шамесом», проверять жилища на наличие «квасного» — «бдикат хамец». Неожиданно он остановился посреди дороги, распахнул свой сюртук и сказал: «Знай, что самый главный «хамец», который мы должны искать, — в нашем сердце. Вот здесь». И праведник ткнул пальцем себе в грудь. В еврейской традиции «хамец» ассоциируется с дурными побуждениями и склонностями к запрещенным вещам, которые находятся у нас «в сердце слева».

Новая Агада
Спросили как-то раз рабби Нафтоли из Ропшица, почему каждый год пасхальную Агаду* печатают заново? «Потому, — ответил тот, — что на следующий год бывший «грешный сын» может уже считаться праведником по сравнению с нынешними грешниками».
_____
*Пасхальная Агада (сказание) — канонический текст, составленный мудрецами разных поколений, который традиционно прочитывают во время пасхального седера (застолья). В том числе там упоминаются «четыре сына» — четыре типа евреев: мудрый, грешный, наивный и тот, кто не умеет задать вопрос.

Крепкой рукой
Слова из Торы, которые мы не раз произносим во время пасхального седера, — «Ибо крепкой рукой вывел Всевышний нас из Египта» — на самом деле адресованы не только египтянам, которым пришлось испытать на себе всю мощь Творца. «Крепкая рука» понадобилась и тем евреям, которые никак не хотели выходить из рабства. Таких пришлось выводить силой, т.е. все той же «крепкой рукой». И в наше время случается не раз, что по воле Творца мы вынуждены «выходить из Египта» и менять свое место жительства.
Из бесед Ребе

Хотя бы не мешать
Весь месяц нисан и особенно пасхальная неделя, включая два завершающих дня праздника Песах, — особое время, самим Творцом предназначенное для Избавления. Поэтому мы должны, по крайней мере, воздержаться в эти дни от поступков, которые могут задержать наступление долгожданного спасения.
«Бейт-Аарон»

Бегство к Свободе
Относительно исхода из Египта сказано («Дварим», 16:3): «Ибо в спешке ты выходил из Египта». Но куда было в тот момент спешить, если сам Фараон позволил еврейскому народу покинуть галут, а египтяне торопили нас уйти быстрей? Дело в том, что исход из Египта был не только физическим освобождением: прежде всего это был выход из духовного рабства к духовной свободе. Физическую свободу на тот момент мы уже обрели, а вот духовной свободы еще не достигли. Поэтому ответ такой: мы бежали от самих себя, от рабской психологии, чтобы исключить всякую возможность вернуться назад, в изгнание. Зато в будущем, во времена Мошиаха, наше внутреннее рабство будет полностью преодолено, поэтому не будет необходимости бежать, как сказано («Ишайя», 52:12): «Ибо вы будете выходить без спешки».
Из книги Алтер Ребе «Танья»



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции