Книжная лавка
Одинокие среди идущих Е. Цейтлин. Откуда и куда: Из дневников этих лет. Franc-Nireur, USA, 2010 Новая книга прозаика и литературоведа Евсея Цейтлина представляет собой сборник статей о людях, встреченных автором на дорогах Исхода, об их тревожных снах. Самый большой раздел книги — это эссе о творчестве прозаиков и поэтов, которые писались как дневник: в них слышны отголоски проблем, волновавших автора. В сущности, многие проблемы сводились к одной, в которой не сомневались еврейские мудрецы: Исход из Египта повторяется в каждом поколении, причем ежедневно. Евсей Цейтлин стремится исследовать природу и психологию художественного творчества людей, оказавшихся в эмиграции, логику писательской судьбы. Эмиграция, считает Цейтлин, всегда подвергает творчество литератора серьезному испытанию. Удел евреев — дорога. Автора интересует, как эти люди преодолевали свой путь по пустыне. Его волнует судьба русско-еврейской общины в Америке. И в целом, и в том, что касается конкретных людей. Он анализирует творчество Аб Мише (Анатолия Кардаша), Ефима Чеповецкого, Натальи Дорошко-Берман, Ванкарема Никифоровича, Семена Резника, Эвелины Ракитской (единственной неэмигрантки из этого списка) и других. Он следит за судьбами людей, читая их воспоминания и письма — как опубликованные, так и хранящиеся в семейных архивах, слушая их рассказы. Следить за ходом авторской мысли захватывающе интересно. Последнюю часть книги составляют разговоры В. Никифоровича с Е. Цейтлиным, во время которых авторы обстоятельно беседуют о многом, но в основном о духовных процессах, характерных для американской эмигрантской среды.
Владимир Жаботинский: 1903
В. Жаботинский. Полное собрание сочинений в девяти томах. Т. 3. Проза. Публицистика. Корреспонденции. 1903. Минск: МЕТ, 2010
В третий том ПССЖ вошли все известные сегодня произведения Владимира (Зэева) Жаботинского, первая публикация которых относится к 1903 году (за исключением стихов, пьес и переводов, составляющих отдельный том). Из них видно, что если раньше Жаботинского можно было отнести к числу русских журналистов и писателей, то теперь в его публицистике все более нарастает еврейская и, более того, сионистская тема. Он становится не просто еврейским, а сионистским публицистом, осознающим, что евреи не могут решить проблему своего странничества, своей неприкаянности, кроме как путем создания собственного государства.
В Приложении собраны материалы, опубликованные под неизвестными ранее псевдонимами или без подписи в журнале «Освобождение» (найдены и атрибутированы Леонидом Кацисом). Кроме текстов самого Жаботинского, в третьем томе приведены статья Л. Кациса «К вопросу о публикациях Жаботинского в журнале “Освобождение” (Актолин, Аноним, Г. и другие)», примечания, именной указатель, а также библиографический указатель сочинений В. Жаботинского за 1903 год.
Еврейское общество: от Средневековья к Новому времени
Я. Кац. Традиция и кризис. Еврейское общество на исходе Средних веков. М.: Текст, Книжники, 2010
Яаков Кац (1904–1998) — крупнейший еврейский историк и социолог XX века, профессор Еврейского университета в Иерусалиме. Автор множества работ по истории евреев Европы. «Традиция и кризис» (1958) — самая известная его книга. Она посвящена периоду перехода от Средневековья к Новому времени (XVI–XVIII вв.), когда привычный жизненный уклад и традиционная система ценностей европейских евреев претерпели коренные, порой болезненные изменения. Это отразилось на повседневной жизни еврейских общин Центральной Европы, на их социальных, экономических, религиозных и семейных институтах, взаимоотношениях с окружающими народами и правителями. Тема, рассматриваемая автором, ограничивается определенными географическими рамками. Речь в ней идет о Польско-Литовском государстве, Венгрии, Германии, включая Моравию и Богемию на востоке и Эльзас на западе, другими словами — области проживания ашкеназийского еврейства. Именно там развился хасидизм и, вследствие обретения евреями гражданских прав, произошел распад старого порядка.
Полностью на русском языке книга вышла впервые.
Ирина Любавина, Россия
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!