Тони Кертис — милашка Жозефина

 Юрий БЕЗЕЛЯНСКИЙ
 10 марта 2011
 6279

Есть увлекательная игра: переодевание в противоположный пол. И сразу вспоминаются Тутси в исполнении Дастина Хофмана и тетка Чарлея (Александр Калягин). Но еще до них блистал в женских одеждах под именем Жозефины саксофонист Джо (актер Тони Кертис). Незабываемая комедия Билли Уайлдера — в нашем прокате «В джазе только девушки», в западном — «Некоторые любят погорячее» (1959). Никаких пластических ухищрений, но сколько женской грации и чарующего лукавства! «Я — девушка, я — девушка!» — убеждал себя Джек Леммон в вагоне, набитом хорошенькими женщинами-джазистками. Его партнеру по фильму Тони Кертису убеждать себя было не надо. Природа одарила его стройной фигурой, обаянием, длинными ресницами и бездонно дерзким взглядом прекрасных глаз. Красавец с неиссякаемым донжуанизмом. Казанова.  

Кертис и сыграл в кино Казанову, а еще графа Монте-Кристо, меланхоличного Андрея в «Тарасе Бульбе», шекспировского Антония, коварного Яго, знаменитого иллюзиониста Гудини и еще множество разнообразных ролей числом более сотни. Жозефина была плодовита.
Американский актер кино, театра и телевидения Тони Кертис (настоящее имя Бернард Шварц) родился 3 июня 1925 года в Нью-Йорке в семье еврейского портного, приехавшего в Америку из Венгрии и поселившегося в Бронксе. Мальчик вполне мог пойти по стопам отца, но не захотел и в молодые годы примерил на себя много «ролей», в том числе гангстера и моряка. Вернувшись с флота, Тони Кертис решил заняться актерским мастерством и поступил в школу драматического искусства. В 1940 году, в 15-летнем возрасте, дебютировал на профессиональной сцене в амплуа привлекательного бездельника, с веселым цинизмом взирающего на жизнь.
Но кино оказалось для него более манящим, чем театр. Недаром впоследствии Тони Кертис не раз повторял, что больше всего в жизни он любит кино и женщин. Фактурный и красивый актер оказался весьма востребованным на экране. В первой же ленте «Крест-накрест» (1949) его ждал успех. Поначалу за ним закрепилось амплуа красавца-мужчины, полного шарма, уверенного, пылкого и всепобеждающего. А затем Кертис утвердился в вестернах и полицейских фильмах («Винчестер 73», «Налетчики из Канзаса» и другие картины). Не чужды были актеру и драматические роли (наиболее ярко он сыграл в Спартаке» Стэнли Кубрика, 1960). Словом, диапазон ролей у Тони Кертиса оказался весьма разнообразным, от комедии до драмы. Блеснул юмором он в роли спортсмена Великого Лесли в комедии «Большие гонки» (1965). Никогда не чурался Кертис второстепенных ролей и охотно снимался на телевидении.
В 1990-х годах Тони Кертис поразил всех в триллере «Мумия жива», в котором сыграл давно умершего египтянина, возвратившегося в современную жизнь. А еще инопланетянина в научно-фантастической ленте Стивена Спилберга. И попытался войти в реку во второй раз в джазе с девушками, переделанном из комедии в мюзикл. Но на этот раз не в роли молодого Джо, а в образе миллионера Осгуда Филдинга. В 77 лет Тони пришлось научиться отменно петь и танцевать, что ему вполне удалось.
Тони Кертис тотально нравился всем своим партнершам по кино, кроме, пожалуй, одной — Мэрилин Монро, которая не только не попала под чары Кертиса, но даже демонстративно его отвергла, мол, не в ее вкусе. А Кертис ей отомстил, сказав во всеуслышание, что «обнимать Монро — все равно что обнимать Гитлера».
После падения в Венгрии просоветского режима Тони Кертис и его старшая дочь Джейми Ли проявили интерес к своим корням и приняли участие в восстановлении еврейской общинной жизни на родине предков. В значительной степени благодаря их финансовой помощи была восстановлена Большая синагога Будапешта, в настоящий момент — крупнейшая синагога в Европе. В 1998 году Кертис основал благотворительный фонд Emanuel Foundation for Hungarian Culture — организацию, благодаря которой на территории Венгрии было отреставрировано множество синагог и еврейских кладбищ.
В последние годы в Тони Кертисе проснулся талант живописца, и он с удовольствием писал авангардистские картины в стиле Анри Матисса: все ярко и все непонятно. Причем рисовал даже на продажу: каждое из полотен уходило за 20 тысяч долларов.
К сожалению, человеческая природа не вечна. В конце сентября 2010 года Тони Кертис завершил свой земной путь в возрасте 85 лет. Интересный факт. В день смерти Тони Кертиса по российскому каналу 2x2 показывали одну из серий мультфильма «Американский папаша!», в которой главный герой произносит фразу: «Тони Кертис уже заждался своей смерти»…
…Патриарх кино и любимец женщин. Многие его роли как-то растворились в тумане воспоминаний, а вот саксофонист Джо — Жозефина — остался в памяти. Такой обаяшка! Интересно, с кем он там любезничает в раю?..
Юрий БЕЗЕЛЯНСКИЙ, Россия



Комментарии:

  • 1 мая 2011

    Гость

    Спасибо!Прекрасная статья!


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции