Большое значение малого Пурима
В этом году в еврейский високосный год в календаре добавляется еще один месяц адар, который идет «первым». В этом случае Пурим отмечается во втором адаре, а в первый месяц адар — 14 адара (18 февраля) — мы символически отмечаем так называемый малый Пурим, или Пурим-Катан. Для большинства эта дата проходит незаметно. Однако и в ней есть скрытый смысл.
В этом году в еврейский високосный год в календаре добавляется еще один месяц адар, который идет «первым». В этом случае Пурим отмечается во втором адаре, а в первый месяц адар — 14 адара (18 февраля) — мы символически отмечаем так называемый малый Пурим, или Пурим-Катан. Для большинства эта дата проходит незаметно. Однако и в ней есть скрытый смысл.
Почему этот праздничный день получил название «малый Пурим»? В русском языке существует присказка: «Маленький, да удаленький». В том смысле, что размер не всегда имеет значение. Оказывается, «маленьких», которые сыграли большую роль в истории, в нашей традиции довольно много. Например, царь Давид был самым младшим из братьев, поэтому о нем и сказано (1-я книга «Шмуэль», 17:14): «А Давид, он мал» (катан)». Не исключено, что именно поэтому пророк Шмуэль выбрал его в качестве будущего царя-помазанника. Кроме того, и весь еврейский народ называется «маленьким», как сказано («Амос», 7:2): «Как поднимется Яаков, ведь он мал (катан)». Здесь «Яаков» — это весь еврейский народ, «дом Яакова».
В свое время предыдущий Ребе — рабби РАЯЦ — объяснил, что есть особая ценность в том, что делают именно маленькие еврейские дети. А тот же царь Давид сказал в своих Псалмах (8:3): «Из уст грудных и младенцев Ты утвердил силу (крепость), чтобы уничтожить врага и мстителя». Здесь «сила» или «крепость» — это, конечно, слова Торы.
Все наше поколение можно сравнить с малым ребенком, который делает свои первые шаги в еврействе. Но когда маленькому ребенку делают обрезание, то говорят: «Этот маленький (катан) станет великим (гадоль)». И это также имеет прямое отношение к нашему поколению, которое можно сравнить с поколением Исхода, во главе которого шли дети, родившиеся и воспитанные в Египте, но сохранившие свою связь с еврейством и веру своих предков. Так будет с приходом нашего праведного Мошиаха уже в эти дни!
Пред рассветом
Справка
На небе
Лунные затмения происходят, когда естественный спутник нашей планеты, двигаясь вокруг Земли, входит в земную тень. В это время Луна на время приобретает темно-красный оттенок. Но на этот раз лунное затмение совпало с днем зимнего солнцестояния (самый короткий день в году). Эти сутки специалисты назвали «самыми темными за последние четыре века», поскольку последний раз такое можно было наблюдать почти 400 лет назад. Полное лунное затмение, последнее в 2010 году, началось во вторник, 21 декабря, в 08:29 по московскому времени.
На земле
XVII столетие было временем страшных испытаний и потрясений для еврейского народа в изгнании. В частности, в 1614–1616 годах имели место преследования евреев в Германии во Франкфурте-на-Майне и Вормсе. Затем в 1639 году последовало восстание казаков Павлюка на Украине, в ходе которого были убиты сотни евреев. Наиболее страшные испытания наступили в 1648–1649 годах, когда под руководством Богдана Хмельницкого (да будет память об этом злодее и его имя преданы забвению) украинские казаки и крестьяне зверствовали по всей территории тогдашней Польши и Украины, повсеместно истребляя евреев.
Лжемессия Шабтай Цви в 1666 году вписал еще одну трагическую страницу в испытания евреев того времени.
Затмение на небе и на земле
Традиционно различные небесные явления — и особенно затмения — вызывают у людей повышенный интерес. В еврейской традиции тоже принято уделять внимание ряду небесных явлений, и это неслучайно: небесные явления зачастую являются отражением событий «земных».
Если мы вернемся по исторической шкале времени на четыре века назад, то легко обнаружим то «самое темное время», о котором говорят ученые, но не среди небесных явлений, а в судьбе еврейского народа. По Западной Украине и Польше практически во всех общинах того времени прокатилась волна страшных погромов, которые по своей чудовищной жестокости и количеству жертв, а также по разрушительным последствиям для еврейских общин можно сравнить с Катастрофой. Однако в то же самое время жили и творили великие мудрецы: Магараль из Праги, рабби Горовиц (ШАЛО) и многие другие. В конце XVII века родился тот, кто потом осветил новым светом Торы и скрытой мудрости души и сердца нашего народа, — рабби Исраэль Баал Шем Тов.
Раввин Довид КАРПОВ
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!