Женская община Сан Никандро

 Давид Шехтер
 2 февраля 2011
 2822

В мире существует много общин неевреев, пришедших к иудаизму и ставших герами*. Но одна из них, община южноитальянской деревушки Сан-Никандро, представляет собой уникальное явление. Все ее члены — женщины. Они исповедуют иудаизм, придерживаются законов Галахи и считают себя еврейками, несмотря на то, что никогда не проходили гиюр.

История общины началась в 1918 году, когда Донато Мандучио — житель деревни Сан -Никандро, насчитывающей 15 тысяч человек и расположенной неподалеку от города Фоджи, — попал после ранения в госпиталь. Мандучио, родившийся в 1885 году, только в 1915-м впервые покинул родную деревню, когда был призван в действующую армию. Оказавшись в госпитале, он решил научиться грамоте и, освоив алфавит, начал запоем читать. Некоторое время спустя ему в руки попался Танах, и день, когда он впервые открыл эту книгу, Мандучио до конца своей жизни праздновал, как еще один день рождения. После того как он уверовал в единого Б-га, ему приснилось несколько снов. В своем дневнике он подробно описал каждый. В одном из снов к Мандучио явился человек, предложивший ему зажечь потухший фонарь. «Но у меня нет спичек, — удивился Мандучио. Человек протянул к нему руку — и в руке Мандучио вспыхнуло сразу несколько спичек. «Ты обязан зажечь фонарь, чтобы рассеять царящую вокруг тьму», — сказал ему пришелец.
Вернувшись после демобилизации в Сан-Никандро, Мандучио начал проповедовать веру в единого Творца, даровавшего Тору еврейскому народу. Полуграмотный итальянский крестьянин обладал, по-видимому, немалой харизмой и силой убеждения, поскольку к нему примкнули десятки его односельчан. Они построили синагогу и дословно соблюдали все, что было написано в Пятикнижии: не покидали своих жилищ в день седьмой, не зажигали в субботу огонь, а в месяце нисан приносили пасхальную жертву. Как удалось им выжить в условиях истово католической Италии, да еще при режиме дуче, остается загадкой.
В 1943 году на общину наткнулись бойцы Еврейской бригады, воевавшей в составе войск союзников. Бойцов бригады поразили итальянцы, приветствовавшие их на иврите и размахивавшие бело-голубыми флагами с вышитыми на них маген-Давидами. Один из бойцов, сержант Пинхас Лапид, сблизился с членами общины и написал впоследствии книгу «Пророк из Сан-Никандро».
Узнав от членов бригады, что в мире существуют евреи, соблюдающие, как и он, заповеди Торы, Мандучио отправил письмо главному раввину Рима Анджело Чирдотти с просьбой провести обряд гиюра для всех членов общины. Осторожный раввин посоветовал общине отложить принятие иудаизма на более подходящее время. Мандучио не отступился, продолжал писать раввину, и только после четвертого письма Чирдотти поверил, что имеет дело не с провокатором.
Началась постепенная подготовка к обряду прохождения гиюра. В августе 1946 года в Сан-Никандро состоялось специальное заседание раввинского суда, который провел этот обряд для 74 человек. Сразу же после гиюра Мандучио начал готовить свою общину к репатриации в Эрец Исраэль, и спустя два года 73 человека прибыли в мошав Алма, из которого расселились в мошавы и кибуцы Галилеи. Но среди них не было Мандучио — он внезапно скончался за две недели до отъезда на Землю Обетованную.
Нынешняя община Сан-Никандро состоит из последователей Мандучио, которые отказались покинуть родную деревню и не прошли обряд гиюра. Тем не менее они соблюдают почти все законы Галахи — едят только кошерную пищу, зажигают субботние свечи, соблюдают субботу, постятся в Йом Кипур, отмечают все еврейские праздники. Раз в несколько недель к ним приезжает раввин из Рима, который проводит уроки Торы.
Израильский раввин, попытавшийся разъяснить членам общины, что с точки зрения иудаизма они не являются евреями, поскольку не прошли гиюра, натолкнулся на стену непонимания. «Ты можешь говорить все, что угодно. Мы родились, как евреи, воспитывались, как евреи, и ощущаем себя евреями», — ответили ему.
Особенность общины Сан-Никандро заключается в том, что практически все ее члены — женщины. Несмотря на то, что они соблюдают все законы иудаизма, их мужья — итальянцы-христиане. В доме соблюдается уважение к обеим религиям, но есть два исключения: брачная церемония не проводится в церкви, а мальчикам не делают обрезание. Мальчики становятся христианами, а девочки наследуют веру матери и воспитываются, как еврейки.
Некоторое время назад Сан-Никандро посетил израильтянин Элиягу Биренбойм. Он провел вместе с женщинами субботу и был поражен не только обширными познаниями женщин в иудаизме, но и их искренней верой.
Синагога расположена на центральной улице деревни, и члены общины, надев праздничные платья, с гордостью идут в нее в пятницу вечером. Вернувшись домой, они произносят кидуш на кошерное вино и едят вместе со всей семьей субботнюю трапезу, для которой, как и все еврейские хозяйки, пекут витые халы. Утренняя молитва в субботу длится четыре часа и ведется на иврите.
Вот уже пять поколений община Сан-Никандро ведет еврейский образ жизни и не собирается отказываться от него. Это, пожалуй, единственный известный случай, когда иудаизм передается от женщины к женщине, да еще в семьях, где супруги исповедуют христианство. Можно только удивляться искренней вере, сохраняющейся из поколения в поколение, и уважению к взглядам ближнего, которое вот уже многие десятилетия демонстрируют жители крохотной итальянской деревушки.

Давид ШЕХТЕР, Израиль
_________
* Геры — это неевреи, принявшие иудаизм.
 



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции