Боголюбов
Сказали наши Мудрецы: «Каково имя человека — таков и он сам». Вавилонский Талмуд Слово, сказанное от всего сердца В наших книгах сказано, что слово, которое идет от сердца, доходит до сердец других. Это выступление Геннадия Боголюбова на съезде посланников Любавичского Ребе (кинус-га-шлухим) в 5771/2010, которое покорило присутствовавших своей искренностью и тонкой самоиронией. Я уверен, что в этой истории многие смогут узнать себя, свой путь к Торе, еврейству и самоосознанию себя как еврея.
Геннадий Боголюбов
– Дорогие посланники Ребе — шлухим, дорогие гости! До последних минут я не верил, что буду стоять на этой трибуне. Когда несколько месяцев назад мой дорогой друг р. Мойше Котлярский попросил меня выступить на съезде, я сразу отказался, поскольку не считаю себя великим оратором. К тому же я знал, что нужно будет говорить по-английски, а это не мой родной язык. Поэтому я предложил сделать так: если он хочет, чтобы я участвовал в съезде, лучше я просто за все заплачу. И вот вы сами видите, чем все это кончилось: в результате мне пришлось за все заплатить, и все равно я здесь, на трибуне...
Котлярский привел союзника — р. Шмуэля Каменецкого, и они сделали мне «массаж в четыре руки», чтобы убедить меня приехать сюда. Они даже написали мне очень красивую речь, я взял ее с собой, а заодно захватил очки, потому что подумал, что, если я не смогу сказать ни слова, то хотя бы смогу ее прочесть.
Возможно, это прекрасная речь, и при желании ее можно будет опубликовать в какой-нибудь газете. Там много сказано про движение «Хабад Любавич», про Днепропетровскую еврейскую общину. Но это не я, и это не моя речь. И если вы хотите понять, кто я такой и почему я здесь, то я должен говорить сам. Вот вам моя история.
Итак, я подумал, о чем я могу поговорить с вами. Я не могу рассказать вам какой-нибудь «умный» комментарий к Торе — двар-тора, потому что маленький мальчик, который был здесь до меня, знает намного больше, чем я. Я могу лишь рассказать вам несколько историй из моей жизни.
История одного еврея
– Моя жизнь не была столь драматичной, как жизнь отказников, людей, бывших в ГУЛАГе и попавших в тюрьму из-за иудаизма. Я родился в Днепродзержинске. Это маленький индустриальный город на востоке Украины. Я родился в обычной семье, мои родители тяжело работали, чтобы прокормить детей. И я ничего не знал про еврейство. Разве что чуть-чуть. Потому что тогда отмечали праздники: Йом тов, Первомай, День революции и т.д., и мы тоже отмечали их вместе со всеми.
Но наступал день, когда моя бабушка одевала меня в белую рубашку, вела меня к дедушке, и это был настоящий Йом тов. В то время я ничего не понимал, но они называли это «Песах», у нас была маца, а у взрослых на столе была также… водка1. Все играли во дворе, а я должен был быть у бабушки. И я не понимал — почему.
Другая бабушка жила с нами в одной квартире. Она плохо себя чувствовала и много лет не выходила из дома. Но раз в году она ничего не ела. Это был Йом Кипур.
Я был атеистом, пионером и членом комсомола. Правда, меня не приняли в партию. Я честно пытался, но, слава Б-гу, у меня ничего не получилось. Мой отец всегда говорил мне: «Ты должен делать карьеру, ты должен стать тем-то и тем-то, потому что ты должен крепко стоять на ногах в своей жизни».
Но после перестройки, когда в Советский Союз пришел бизнес, я обнаружил, что в нашем городе есть еще евреи. Поэтому я стал обращать внимание на то, что я тоже еврей. У меня уже был большой бизнес, у меня уже был свой банк, Украина стала независимой страной, и наш город изменился. И тут мы стали встречать на улицах странных людей.
Фонарщик
Ребе РАШАБ однажды сравнил хасида с фонарщиком2, который освещает пространство вокруг себя светом Торы и еврейства. Наш Ребе любил рассказывать историю про одного любавичского хасида, который как-то приехал в один городок в американской глубинке с просветительскими целями, но так и не встретил там ни одного еврея. Но его, странного парня с бородой, в шляпе и с цицит3, которые виднелись из-под пиджака, успела заметить случайно выглянувшая из окна еврейская девочка. Эта встреча оказалась для нее судьбоносной и спустя какое-то время вернула ее в еврейство. Нечто подобное произошло и с героем нашего повествования.
– Помню, я вел машину и вдруг увидел кого-то, кто выглядел совсем иначе, чем все остальные. А спустя несколько дней мой партнер как-то пришел ко мне и сказал: «Знаешь, у нас в городе появился раввин, и он приглашает нас на обед. Пойдем?» Я сказал: «Хорошо. Но что мы можем там найти? Еды у нас и так много. Связи — зачем нам это?» И я отказался. Но еще несколько недель спустя этот мой товарищ пришел ко мне снова и сказал: «Это не только еда, не только связи, он просто хороший человек». И мы решили пойти. Помню, перед этим мы долго обсуждали, идти с семьей или без. Я сказал: «Давай сначала пойдем одни, потому что я не знаю, что они там с нами будут делать». Это было первый раз в моей жизни, в апреле 1995 года, когда я встретил моего Рэбе, моего большого друга р. Шмуэля Каменецкого.
Всякий, кто голоден
В самом начале пасхального повествования Агада обращается ко всем со словами: «Каждый, кто голоден, пусть придет и присоединится к нашей трапезе». С этого начинается рассказ об исходе из египетского рабства. Выход из советского рабства тоже во многом берет начало с благотворительности.
– Я не помню, о чем мы говорили во время обеда, но на следующий день он пригласил меня в синагогу, где я никогда не был. Это было очень старое здание, построенное до революции. Там было всего несколько человек, которые пытались как-то сохранить его и защитить от советской власти. Но что меня поразило больше всего — это бесплатная столовая на задах синагоги. Это было плохо оборудованное помещение, где сидели около 20 человек, которые ели немудреную пищу. Я спросил: «Что это?» Раввин ответил: «Любой, кто хочет кушать, может сюда прийти, и мы его накормим». — «Но откуда вы знаете, что они действительно нуждаются? Может, у них достаточно денег, достаточно еды дома и они просто хотят поесть бесплатно?» Он серьезно посмотрел на меня и задал вопрос, который изменил всю мою жизнь: «Ты можешь прийти и попросить еды?» Я сказал: «Нет». Тогда он сказал: «Если кто-то приходит и просит, значит, он действительно нуждается».
Первые 10000 Или: «Открыть — открой свою руку и дай бедному по нужде его»
В свое время Форд говорил, что готов объяснить, откуда он взял все свои миллионы, кроме самого первого. Речь шла исключительно о бизнесе и прибыли. Такова позиция патологического антисемита и капиталиста Форда. А вот позиция еврейского бизнесмена и благотворителя Боголюбова.
– На следующий день я пришел в синагогу и дал р. Каменецкому десять тысяч долларов. После этого я раздал миллионы. И я могу объяснить, почему я сделал это. Все, кроме тех первых 10 тысяч. Потому что если бы время повернулось вспять и я должен бы был сделать это снова, я на сто процентов уверен, что раздал бы все это снова. Все, кроме тех 10 тысяч долларов. Потому что это было необъяснимо. В то время бизнес означал: пойти, взять и положить в карман. Но сделать наоборот было противоестественно. Но я сделал это, и это изменило всю мою жизнь.
Одна заповедь влечет за собой другую заповедь
Я бы считал себя неблагодарным человеком, если бы я не был благодарен Б-гу за то, что встретил на своем пути таких особенных людей, как р. Шмуэль Каменецкий, р. Мойше Котлярский и р. Леви Леваев. Но сегодня я хочу особо отметить р. Леви Леваева.
Как большинство людей, я не люблю, когда меня кто-то учит, но зато я люблю учиться сам. Рав Леви Леваев никогда не поучал меня. Он просто подал мне пример. Леваев приехал в Днепропетровск в 1997 году, чтобы открыть женское учебное заведение «Бейт Хана», названное в честь его матери. И для нас тогда он был кем-то, прилетевшим с Луны: человек, который пришел не брать, а давать.
Что касается меня, то в душе я материалистичен и стараюсь во всем руководствоваться логикой и здравым смыслом. Если я вышел отсюда и пошел туда, я хочу понимать, что будет в конце. Но жить, жертвовать во имя Б-га и для Ребе — для меня это было что-то особенное, хотя это абсолютно не укладывается в рамки логики.
История одного фонда, или «просто спроси у Ребе»
Наш фонд называется «Симха» — еврейская радость, и у него интересная история. В 2007 году у меня возникли личные проблемы. Я чувствовал себя весьма скверно. Как-то раз я пришел домой к раввину Каменецкому и сказал: «Я не знаю, что делать, потому что у меня все плохо… И мне нужно сделать что-то такое, что помогло бы мне выжить в этих обстоятельствах». Он сказал: «А почему бы тебе не написать письмо Ребе?» Этот был 2007 год, к тому времени Ребе давно уже не было в нашем земном мире. И что могло означать предложение «написать письмо Ребе» для меня, материалиста?! Тогда он пояснил, что принято писать письма Ребе и вкладывать их случайным образом в сборник его писем (это многотомное издание, где собраны письма Ребе, в которых он отвечает разным людям со всего мира). И на той странице, куда вложено твое письмо, ты и получишь ответ. Я написал письмо, описал все свои проблемы: ситуацию в семье, в бизнесе, написал также о своих детях и т.д. Всего получилось три страницы. Он сказал: «Выбери какой-нибудь том из сборника писем Ребе». Я выбрал одну из книг и положил в нее письмо. Он сказал: «Теперь ты должен сказать лехаим». Мы сделали лехаим. Когда я проснулся на следующее утро, то не мог вспомнить ничего, что было вчера.
Но когда я пришел к себе в офис, там был «ответ» на мои письма: это был перевод трех писем Ребе с той страницы, куда я положил свое письмо.
А сейчас я раскрою вам секрет, о котором никому еще не рассказывал. О содержании этих писем Ребе, прочитанных мною тогда. Одно было адресовано человеку, у которого были проблемы со здоровьем, и это было явно не про меня (по крайней мере, пока). Второе — о грехе злословия, или лашон-га-ра, и это как раз очень даже про меня. А третье письмо было такое: «Я очень рад услышать, что вы помогаете своей общине. Но теперь я хочу услышать, что вы помогаете всему Хабаду».
Это был апрель 2007-го. Так возник фонд «Симха», который теперь помогает всем посланникам Ребе во всем мире отмечать радостные события их жизни: обрезание сына, опшерниш4, бар-мицву и хупу.
Я очень счастлив потому, что я еврей… живущий в Днепропетровске
Есть один маленький секрет успеха самого Геннадия Боголюбова и удивительных достижений Днепропетровской общины и ее раввина Шмуэля Каменецкого: Днепропетровск — это город Ребе. И его незримое присутствие постоянно ощущается, когда ты находишься там.
– Я не могу закончить свое выступление, не упомянув о Днепропетровской еврейской общине, создание которой стало настоящим чудом и в которой я впервые почувствовал себя евреем (Боголюбов — президент Днепропетровской еврейской общины. — Ред.). А ведь совсем недавно, еще на моей памяти, здесь не было вообще ничего. Зато если вы сегодня приедете в Днепропетровск, в город Ребе, вы поймете, что быть евреем там не просто легко — это ни с чем несравнимое удовольствие и вместе с тем большая честь. И мы строим здесь самый большой еврейский центр в мире!
От кипы до цицит один шаг Или Отец и сын
Сказано о нашем времени у пророка Малахи: «И ты обратишь сердца отцов к их сыновьям, а сердца сыновей — к их отцам». Ничего удивительного, что в наше время отцы часто следуют за своими детьми в вопросах Торы и соблюдения заповедей.
– С тех пор моя жизнь изменилась очень сильно. Например, раньше, возвращаясь из синагоги, я стеснялся, что на мне кипа. Теперь я ношу еще и цицит, и не стесняюсь этого. Причина, по которой я ношу их, простая: у моего сына Боруха был обряд первой стрижки — опшерниш. Р. Мойше Котлярский пришел на праздник и принес два комплекта цицит: для него и для меня. Я понял, что мне будет трудно сказать ребенку, которому чуть больше трех лет: «Носи цицит», если я сам этого не делаю. Так я надел цицит.
Обыкновенное чудо
– Однажды я был в Израиле во время праздника Шавуот. Там у нас была хорошая компания российских евреев, и мы пригласили большого знатока Торы — талмид хахама, побыть с нами и позаниматься Торой. Талмид хахам сел за стол и устроил что-то вроде игры в «вопросы и ответы». Например, он спросил, что заставило каждого из нас начать соблюдать шабат. Каждый из присутствовавших рассказывал свою историю и приводил свои причины и доводы. Когда подошла моя очередь, я произнес: «Это было просто чудо», потому что не смог найти ни одной причины в этом мире, чтобы объяснить, почему я, современный, рационально мыслящий человек, вдруг начал соблюдать шабат.
Когда один дает, а другой получает — Всевышний благословляет обоих
– Большое спасибо, что вы сегодня со мной, что вы считаете меня своим партнером, а это самое большее, что вы можете для меня сделать. Следующий шаг — это мой шаг. В следующий раз я должен придти к вам и сказать: «Я больше не хочу быть просто партнером, я хочу быть частью вас». Еще раз большое спасибо, и я жду, что вы еще не раз дадите мне шанс помочь нашему общему делу!
Фрагменты выступления Геннадия Боголюбова на съезде хасидов в ноябре 2010 г., Нью-Йорк
Подготовка журнального варианта: р. Довид КАРПОВ
Перевод с англ. языка: Рита Левина
Редакция благодарит пресс-службу Днепропетровской еврейской общины за предоставление фотоматериалов
___
1Обычную водку запрещено употреблять во время праздника Песах (из опасения, что это «квасное» — хамец). Ее наличие на пасхальном столе говорит о полном забвении еврейской традиции в советское время.
2В конце XIX столетия, когда появились газовые фонари, при наступлении темноты по улицам ходили фонарщики с длинными шестами и зажигали их. Ребе РАШАБ на вопрос «Что такое хасид?» ответил так: «Хасид — это “фонарщик”, человек, который идет по улицам и зажигает городские фонари, чтобы было светло другому».
3Цици’т — ритуальные шерстяные нити, которые навязывают определенным способом на края одежды, «имеющей четыре угла». Обычно такой одеждой является талит-катан, который положено носить каждому еврею (мальчики носят талит, начиная с трех лет).
4Опшерниш — первая стрижка мальчика. Согласно еврейской традиции, когда мальчику исполняется три года, ему первый раз стригут волосы и начинают обучать его Торе и заповедям.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!