«Его игра подобна пенью утренних звезд»

 Ирина ЛЮБАВИНА
 30 декабря 2010
 3146

С 15 октября 2010 года по 20 марта 2011 года в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу проходит выставка Исаака Левитана, приуроченная к 150-летию со дня рождения художника. На ней представлено порядка 300 произведений Левитана из музеев России, Белоруссии, Израиля, а также из частных коллекций. Открытием выставки стал целый ряд ранее неизвестных или выпавших из поля зрения публики и специалистов работ. К ним относятся недавно выявленные и не публиковавшиеся живописные и графические работы из Израильского музея в Иерусалиме. Впервые широко демонстрируется графическое наследие И. Левитана — печатная графика (литография и офорт), карандашный рисунок, акварель.

Среди карандашных работ обращает на себя внимание портрет мальчика Иосифа Левина. Светло-серый фон придает рисунку воздушность; динамичность достигается за счет полуоборота курчавой головы ребенка с задумчивым и в то же время пытливым взглядом. На его спине, под матросским воротником, стоит подпись художника: И. Левитан.
Большинству имя этого мальчика, скорее всего, ни о чем не говорит. Тем не менее это имя — Иосиф Левин — есть на мраморной доске в фойе Малого зала Московской консерватории среди других выпускников, окончивших ее с золотой медалью. Этот мальчик, которому на рисунке Левитана пять–шесть лет, впоследствии стал знаменитым пианистом-виртуозом и музыкальным педагогом. Он родился в 1874 году в Орле, учился в Московской консерватории у выдающегося русского музыканта Василия Сафонова, окончил ее в 1891 году (одновременно с ним учились Сергей Рахманинов и Александр Скрябин). В 1895 году завоевал первую премию на II Международном конкурсе пианистов и композиторов имени А.Г. Рубинштейна в Берлине. Это о нем еще в 1890 году писали «Московские ведомости»: «Ученик Сафонова Левин обладает феноменальною для его возраста техникой; тон его полный и сочный, сила поистине изумительная. С начала до конца концерт Бетховена (имеется в виду Пятый концерт для фортепиано с оркестром. — И.Л.) был сыгран с редким, выходящим из ряда совершенством. Нет сомнения, что в ближайшем будущем из него выйдет первоклассный пианист». Пианист из него, действительно, вышел первоклассный, но основной его успех пришелся на годы жизни в Европе и особенно в Америке.
В 1898 году он женился на пианистке, тоже ученице В. Сафонова, Розине Бесси. (Кстати, имя Розины Бесси-Левиной также есть на мраморной доске в фойе Малого зала Московской консерватории среди золотых медалистов.) В 1907 году они уехали из России, сначала в Берлин, где испытали много тягот в годы Первой мировой войны, а в 1919 году перебрались в Нью-Йорк.
В Америке Левин широко концертировал и преподавал, а Розина Левина решила не выступать как солистка, а всемерно содействовать музыкальному развитию своего мужа. «Я сознавала, — писала она позднее, — что Иосиф Аркадьевич был талантливей меня, я страстно увлекалась его музыкальной виртуозностью, любила и глубоко переживала его игру… Оглядываясь теперь на прошлое, я нахожу, что в этом своеобразном решении и его последствиях была заключена вся радость нашей совместной музыкальной деятельности, давшей столько и нам самим, и всем, кто нас слушал и у нас учился». Биографы сходятся в одном: без нее этот уникально одаренный пианист в силу излишней скромности и отсутствия художественного честолюбия, возможно, не добился бы мирового признания. Розина Левина выступала преимущественно в ансамблях и с 1922 года была ассистентом мужа, преподававшего в Джульярдской школе, самой старой музыкальной школе США с большими традициями. После смерти И. Левина она вела его класс (наиболее известными ее учениками были Вэн Клайберн и Джеймс Ливайн).
Иосиф Левин до самой своей смерти в 1944 году занимал видное место в американской концертной жизни. Несколько сохранившихся записей его игры, особенно сочинения Шопена, Шумана, Моцарта, оцениваются специалистами исключительно высоко. Так, известный американский музыковед Гарольд Шонберг сравнивал игру Левина с «согласным пением утренних звезд». Левину принадлежит учебное пособие «Основные принципы фортепианной игры» (англ. Basic Principles in Pianoforte Playing), считающееся классикой музыкально-педагогической литературы.
Таким образом, получается, что рисунок И. Левитана, представленный на его монографической выставке в Москве на Крымском Валу, имеет не только большую художественную, но и историческую ценность.

Ирина ЛЮБАВИНА, Россия
Редакция благодарит пресс-службу Третьяковской галереи за помощь в оформлении статьи

 



Комментарии:

  • 19 марта 2011

    Гость

    Очень познавательная статья


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции