Не прячьте ваши денежки
На днях мне в Интернете попался комикс популярного американского карикатуриста. На картинке был изображен человечек, изрекающий такой текст: «Я полностью удовлетворен своей жизнью, у меня есть все, что мне нужно, я больше никогда ничего не куплю». Подпись под рисунком гласила: «Предложение, представляющее наибольшую угрозу для всей западной цивилизации». Этот комикс удивительным образом совпал с моими размышлениями в последнее время. Я начал размышлять над этой странной ситуацией пару недель назад, прочитав в одной из газет призыв известного экономического обозревателя к обывателям: отправиться в бутики и супермаркеты и покупать, покупать, покупать… Ибо только возросшим потреблением можно вывести мировую и, соответственно, национальную экономику из кризиса. Прочитал — и еще раз восхитился замечательному поэтическому прозрению незабвенного Булата Шалвовича Окуджавы. Более тридцати лет назад он вложил этот призыв в уста кота Базилио и лисы Алисы. Помните? «Не прячьте ваши денежки по банкам и углам, Несите ваши денежки, иначе быть беде…»
Вот и наступила беда… Ведь предупреждали вас… Правда, те, кто зарывал денежки на Поле Чудес в Стране Дураков, то есть вкладывал деньги в дутые акции и финансовые пирамиды, тоже оказались в беде…
Честно говоря, меня именно эта парадоксальная ситуация больше всего убеждает в тупике философии современного капитализма. Конечно, я далеко не аскет, но в свое время проникся мудростью другого литературного героя: нищего из повести Марка Твена «Принц и нищий». Оказавшись волей случая во дворце, он с удивлением спрашивает своего двойника-принца: «Зачем тебе две пары штанов? Их ведь одновременно не наденешь». Конечно, это крайность, но в некотором роде символ протестантской морали. Я, правда, в принципах этой морали не слишком силен, ибо не принадлежу к этой конфессии. Но, насколько я себе представляю, пуританская мораль проповедует скромность в желаниях.
Как, впрочем, и коммунистическая, с которой я знаком несколько больше.
Я помню 1950-е годы и романтическую борьбу с «вещизмом». Я помню, как герой тогда еще совсем юного Олега Табакова в программном спектакле театре «Современник» по пьесе Виктора Розова «В добрый час!» рубил дедовской шашкой мебель обуржуазившихся «предков». Ах, как мы ненавидели мещан, озабоченных лишь материальным, в ущерб духовному…
Вы обратили внимание: сплошная литературщина из меня сегодня прет! А что делать, если мы на этом воспитывались?! Если мы распевали у туристских костров «Бригантину»: «Пьем за яростных, за непохожих, за презревших грошовый уют»? И ведь пили! За этих самых, презревших!..
И это воспитание, увы, засело во мне, похоже, уже неистребимо. Я до недавнего времени не мог понять, как можно выбросить какую-то одежду, если она еще вполне целая и выглядит, как новая, и носить ее — не сносить… Теперь мы ее относим в места, где собирают вещи «секонд хэнд» в помощь нуждающимся. А то ведь выбрасывать пиджак, когда в Африке людям нечего носить, — нехорошо как-то.
Мне, в принципе, хочется купить современный плоский телевизор. Но, с другой стороны, куда девать мой старый «Филипс», которому «всего» пять лет, и он прекрасно показывает? Не на свалку же его выбрасывать! Люди в него вкладывали свой труд! А я — свои деньги!
Увы, оказывается, жил я и живу по современным капиталистическим понятиям неправильно. Можно сказать, антисоциально! Это на моей совести (и совести таких, как я) — безработица и нищета, отчаявшиеся люди, которые с Бруклинского моста «в Гудзон бросались вниз головой» (Маяковский актуален и по сей день!). Мы своим аскетизмом и скромностью довели экономику до кризиса и тормозим ее выход из затяжного пике. А подлинные герои нашего капиталистического времени — это бывшая первая леди Филиппин Имельда Маркос, у которой было три тысячи пар обуви, или героиня сериала и фильма «Секс в большом городе» Кэрри Брэдшоу, у которой не было денег для оплаты квартиры, зато было сто пятьдесят пар туфель. Эти замечательные женщины стимулировали развитие обувной промышленности, спасали от безработицы тысячи сапожников!
Красота спасет мир? Вы глубоко ошибались, господин Федор Михайлович! Шопоголики спасут мир! Воистину, надо петь осанну (или что там поют христиане?) шопоголикам (этот неологизм придумали русские переводчики для обозначения людей, одержимых бесом покупок). Даешь неумеренное потребление! Абрамович купил яхту за сто миллионов? Слава тебе, Роман Аркадьевич! Ты дал работу строителям верфи, обслуживающему персоналу, стимулировал промышленность, поставляющую материалы и комплектующие для твоего корабля. Пижоны, меняющие каждый полгода свои «Феррари» и «Ламборджини», движут автомобильную промышленность. Страшно сказать — экспорт автомобилей в Израиль снизился в последнее время на 70 процентов! Израильтяне ездят на старых автомобилях! В результате на бирже труда оказались продавцы автомобилей. Вам не стыдно, соплеменники? Что вы, звери, что ли? Не прячьте ваши денежки по банкам и углам. Марш за покупками! Обновляйте ваш автопарк.
Я всегда имел только одни часы. Когда они безнадежно ломались, шел покупать другие. А у одной моей коллеги муж из каждой зарубежной поездки привозит какую-то замысловатую модель часов модной фирмы. Пунктик у него такой. Он стимулирует мировую часовую промышленность и торговлю часами. Зачем человеку несколько наручных часов, если они показывают одинаковое время? Я все-таки считаю, что назначение часов — показывать точное время, иметь хорошо различимый циферблат и быть в меру симпатичными. Это удовольствие стоит мне сто пятьдесят долларов раз в десять лет. А Билл Гейтс вообще эгоист — носит часы за тридцать долларов, Джордж Буш — за пятьдесят. Поэтому у американцев и кризис случился! Не будем Гейтсами! Будем развивать в себе растущие потребности и неуемную жажду потребления!
Но что-то не дает мне покоя… Это какой-то замкнутый круг. Потребление стимулирует производство, производство дает работу и зарплату, которую люди тратят на удовлетворение растущих потребностей, потребности ведут нас в магазин, потребление стимулирует производство, а заодно и подстегивающие потребление отрасли — навязчивую рекламу, например. Та, в свою очередь, содержит телевидение, которое, якобы, несет нам культуру в виде «Ледникового периода» и реалити-шоу пожирания живых жуков… И так без конца, как кошка, гоняющаяся за привязанной к ее хвосту банкой.
Но разве это не элементарная пирамида, ничуть не отличающаяся от легендарной «МММ»? Или я чего-то не понимаю в политэкономии капитализма?
…В свое время я с большим пиететом прочитал автобиографию Махатмы Ганди «Моя жизнь». Этот аскет ухитрялся жить на 100 рупий в месяц при прожиточном минимуме (минимуме!!!) в 1100 рупий. И это — в то время, как через его руки проходили большие денежные потоки, которые ему жертвовали богатые поклонники его философии и борьбы. Он проповедовал скромность. Однажды он плыл на теплоходе из Европы, разумеется, третьим классом. И обозревал окрестности в дорогой бинокль, подаренный кем-то из его почитателей. Один из пассажиров заметил: «Вот вы проповедуете аскетизм, а у самого в руках такая дорогая вещь!» Ганди задумался на мгновение, сказал: «Вы правы!» — и выбросил бинокль за борт. Может, поэтому Индия и была такой бедной страной?
…Футурологи прогнозировали, что с развитием производительных сил рабочий день будет сокращаться, и люди станут освободившееся время посвящать своему хобби: творчеству, коллекционированию, спорту, рыбалке, культуре… Получается совсем не так…Самые передовые (в смысле экономики) американцы пашут по 60 часов в неделю, а то и больше, и все во имя Его Величества Потребления. И когда что-то в этом замкнутом круге дает сбой, возникает кризис. И выход из него — опять в потреблении?
Так где же ошиблись футурологи? И где выход из замкнутого круга?
Лев АВЕНАЙС, Израиль
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!