Книжная лавка
Кто ответствен за антисемитизм? С. Лурье. Антисемитизм в Древнем мире. Попытки объяснения его в науке и его причины. М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2009 В своей книге выдающийся историк античного мира профессор Соломон Яковлевич Лурье (1891–1964) анализирует причины недоброжелательного отношения к евреям в древности. Впервые книга была опубликована в 1922 году, и с тех пор ее текст неоднократно переиздавался в неизменном виде. Между тем в 1923 году Лурье подготовил новое издание, которое только сейчас становится доступным читателям. Автор существенно переработал книгу, внеся в нее многочисленные исправления и увеличив объем почти на четверть. В основу настоящего издания лег уникальный экземпляр книги Лурье с авторской правкой, который хранится в С.-Петербургском институте истории РАН. Издание снабжено комментариями и приложениями, содержащими полемическую переписку Лурье с отцом, в которой обсуждается предмет тогда еще только задуманного исследования, а также три рецензии, опубликованные в России и Германии. Подготовка текста, предисловие и комментарии И.А. Левинской.
Разлуки и встречи
А. Сергеева-Клятис, В. Смолицкий. Москва Пастернака. М.: Совпадение, 2009
Книга о пастернаковской Москве композиционно и содержательно сформирована московскими адресами поэта. Дополнением служат разнообразные московские топонимы, с которыми связаны адреса его друзей, редакции журналов и газет, места излюбленных прогулок или случайных встреч, география его произведений. Так обозначается обширная территория повествования, определяющая задачу авторов — ответить на многочисленные вопросы, возникающие при изучении творчества Пастернака в связи с Москвой.
Дореволюционная Москва в творчестве Пастернака — воплощение города вообще, его бессмертной души, его истории, его тайны, его скрытых и явных возможностей, его не замирающей ни ночью, ни днем жизни. Революция раз и навсегда изменила его поэтическое восприятие Москвы. Восхищенный и завороженный взгляд на город сменяется жалостью к разрушенному укладу и ужасом перед будущим. Уничтожение старого московского быта, исторических памятников, архитектурных красот, разрушение складывавшейся веками системы улиц и переулков — этот процесс, который начался практически сразу после революции, продолжался, увеличивая обороты, из года в год. В поэзии и прозе Пастернака навсегда сохранен бесследно утраченный образ Москвы.
В книге «Москва Пастернака» Москва становится элементом хронотопа, когда авторы обращаются к содержанию произведений поэта. Она осязаемо реальна, когда речь идет о фактической стороне жизни Пастернака. Непрерывно идущий анализ пастернаковских текстов, касающихся Москвы, позволяет под новым углом взглянуть на личность, творчество и жизненный путь одного из крупнейших поэтов XX столетия.
Итальянский период в творчестве Жаботинского
В. Жаботинский. Полное собрание сочинений в девяти томах. Т. 2. Кн. 2. Минск: МЕТ, 2010
Во вторую книгу второго тома Полного собрания сочинений Владимира (Зеэва) Жаботинского (792 с.) вошли все известные редакции сегодня его фельетоны, рассказы, очерки, эссе, рецензии и корреспонденции, опубликованные на страницах российских и периодических изданий в 1902 году. В Приложении собраны произведения 1899–1901 годов, по тем или иным причинам не вошедшие в первую книгу второго тома.
Вступительная статья «Жаботинский итальянского периода», написанная итальянским славистом Стефано Гардзонио, освещает роль Италии и итальянской культуры в формировании взглядов будущего вождя и реформатора сионистского движения. Заключительная статья «О псевдонимах раннего Жаботинского» принадлежит перу российского ученого Леонида Кациса, раскрывшего некоторые псевдонимы и определившего авторство ряда статей Жаботинского. Его статья посвящена проблемам изучения раннего периода жизни и творчества Жаботинского.
Книга снабжена солидным справочным аппаратом: примечаниями, именным указателем, библиографическим указателем сочинений Жаботинского за 1897–1902 годы.
Ирина ЛЮБАВИНА, Россия
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!