Возрождение клезмерской музыки
В рамках московского осеннего фестиваля «Арт-ноябрь» в Камерном зале Московского Дома музыки состоялся концерт американской группы Klezmatics. Клезмерская музыка — важнейшая составляющая идишской культуры восточноевропейских евреев. Своеобразной ветвью еврейского фольклора были бродячие инструментальные ансамбли — клезмеры. В ансамбле музыканты играли на скрипке, флейте или кларнете, цимбалах и исполняли преимущественно танцевальную музыку в экспрессивной манере, порой с оригинальными импровизациями. Клезмерские ансамбли были очень популярны в России во второй половине XIX — начале XX века.
Дочь Льва Толстого вспоминала, что ее отец любил слушать еврейскую музыку, ему нравились клезмеры. Во втором акте пьесы Чехова «Вишневый сад» Раневская говорит: «Словно где-то музыка». — «Это наш знаменитый еврейский оркестр. Помнишь, четыре скрипки, флейта и контрабас», — отвечает ей Гаев. На что Раневская говорит: «Его бы к нам зазвать как-нибудь, устроить вечерок». И в следующем акте еврейский оркестр участвует в представлении.
Российская интеллигенция в дореволюционные годы слушала еврейскую народную музыку и восхищалась ярким, страстным, часто печальным стилем игры клезмеров. Эту музыку не раз использовали многие великие русские композиторы, например С. Прокофьев в своей «Увертюре на еврейские темы», а также Д. Шостакович в ряде своих сочинений — в Первом скрипичном концерте, в вокальном цикле «Из еврейской народной поэзии» и др.
За годы советской власти еврейская культура фактически была уничтожена, и клезмерская музыка исчезла из нашей жизни. Последние годы ее возрождают: создаются еврейские ансамбли, проходят фестивали клезмерской музыки, приезжают зарубежные гости. Американская группа Klezmatics дала в Москве единственный концерт. Группа была организована в 1986 году и базируется в Нью-Йорке. Klezmatics — единственный обладатель премии «Грэмми» среди музыкальных коллективов, играющих в стиле клезмер. Ансамбль получил эту премию в 2006 году за альбом «Wonder Wheel» (автор текстов Вуди Гатри), у группы есть и другие награды: премии GLAMA и германских критиков. В основе игры музыкантов — музыка восточноевропейских евреев, для которых родным языком был идиш. Но ансамбль Klezmatics вобрал в себя и африканские, и арабские, и балканские ритмы, а также джаз и панк. За более чем двадцатилетнюю деятельность музыканты выпустили девять альбомов. С ними выступали известные американские певцы Пит Сигер и Арло Гатри, израильская поп-звезда Шава Альбертштейн, поэт-битник Аллен Гинзберг, скрипач Ицхак Перлман и многие другие. Ансамбль участвовал в различных театральных и танцевальных шоу США и Великобритании, например в пьесах Т. Кушнера «Диббук» и «Этот губительный мир», «Ритмы мира» на ВВС и др.
Кроме того, ансамбль давал концерты в Центральном парке Нью-Йорка, в Карнеги-холл (неслыханная честь!), на фестивалях в Чехии, Австрии, в Германии и т.д.
Несколько слов об участниках Klezmatics. В ансамбле шесть человек. Мэтт Дарьо — кларнетист и саксофонист. Он также является лидером авангардного свингового квартета балканских ритмов и пишет музыку для танцев, кинофильмов и спектаклей. Фрэнк Лондон — клавишник и трубач, изучал канторскую музыку с кантором Джейкобом Мендельсоном, как композитор и исполнитель сотрудничает с Карнеги-холлом, танцевальным коллективом Дэвида Дорфмана в театре Джойса. Он также лидер группы Frank London’s Klezmer Brass Allstars и недавно попал в топ-список британского журнала Songlines. Поль Моррисетт играет на контрабасе и цимбалах, а также на различных традиционных инструментах Восточной Европы и Скандинавии. Часто выступает на различных фестивалях. Лорин Скламберг владеет аккордеоном, гитарой, фортепиано и поет. У него записано более 50 компакт-дисков. Кроме участия в проектах Klezmatics, Лорин сотрудничает со многими музыкантами, пишет музыку для кино, театра и цирка и читает лекции от Лондона и Парижа до Киева и Петербурга. Он также работает в звуковом архиве Нью-Йоркского института истории евреев. Рич Баршай — ударник, известен как участник квартета Herbie Hancock, где выступает с 2003 года. Он гастролирует со многими ансамблями и артистами, например с Чиком Корея. В 2004 году Госдепартамент США присвоил Баршаю звание посла американской музыки. Единственная женщина в ансамбле — Лайза Гуткин, она поет и играет на скрипке. У нее более ста записей. Она также сочиняет музыку для фильмов, радио и спектаклей. Ее композиции включены в сериал «Секс в большом городе», в котором она снялась в эпизодической роли вместе с другими участниками Klezmatics. Она выступала с ирландскими музыкантами, с Питом Сигером, с группами Fast Folk и The Roches, а также с квартетом Soldier string quartet. Недавно Лайза написала музыку для спектакля «Что делают женщины, пока мужчины вяжут».
Выступление ансамбля Klezmatics в Москве оставило прекрасное впечатление. Все участники группы — профессионалы высочайшего класса. Своим пением выделялся Л. Скламберг — прекрасный голос, задушевная, чисто еврейская интонация и вдохновенная игра на аккордеоне и рояле. А Лайза Гуткина покорила всех своими сольными скрипичными вставками. Ее голос навевал воспоминания детства, когда мамы и бабушки пели для нас еврейские мелодии.
Все пение, в основном, было на английском языке и немного на идише. Ударник Баршай выделялся каким-то неуемным темпераментом. Его соло были грандиозными и носили скорее джазовый характер. Влияние джаза чувствовалось и в игре ансамбля. Была исполнена замечательная песня «Когда я выхожу в этот мир» с трагическими интонациями. Очень хороша была веселая песня о празднике Пурим. В исполнении ансамбля был драйв, который так важен, когда играют клезмерскую музыку. И это нашло понимание и отклик в зале. Многие зрители подпевали и пытались пританцовывать в такт музыкантам. Моментами возникало единение сцены и зала. А это бывает крайне редко! Музыканты были одеты просто, как и полагается в клезмерских ансамблях.
Один из участников ансамбля сказал важную мысль: «Мир клезмеров пришел к нам из Восточной Европы, а теперь мы вам его возвращаем». Да, это позднее возвращение, но прекрасно, что наша душа — клезмерская музыка — вновь с нами.
Когда я был совсем молодым и учился в музыкальном училище в Одессе, возникла идея организовать маленький еврейский оркестрик, что-то вроде клезмерского. Мы собирались и музицировали, ноты нам дал один старый еврейский музыкант, он же нас и обучал. Мы пошли к раввину советоваться, но интересно, что среди нас было только два еврейских мальчика — я и мой друг, который живет сейчас в США. А все остальные были русскими, но заводилами были именно они. Постепенно о нас стали говорить, но, конечно, мы назывались эстрадным ансамблем — зачем дразнить гусей! Нас встречали на улицах Одессы и приглашали выступать. Разумеется, афиш никаких не было. Помню одно удачное выступление в Одесском клубе моряков. Я любил импровизировать на рояле и часто использовал популярные тогда мелодии, например песни Лолиты Торрес. А однажды мы играли импровизации на тему куплетов Мефистофеля из обожаемой мною оперы Гуно «Фауст». Успех был большой! А на другом концерте мы использовали прокофьевскую «Увертюру на еврейскую тему», и слушавший нас раввин похвалил нас. В основе наших выступлений были еврейские мелодии. Но однажды нас услышал какой-то «начальник» и сказал: «А кто разрешил играть жидовскую музыку?» И нас прикрыли. Так закончилась попытка играть клезмерскую музыку в советское время.
Яков КОВАЛЕНСКИЙ, Россия
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!