ПОДВИГ ВЛАДИСЛАВА ШПИЛЬМАНА

 Яков Коваленский
 24 июля 2007
 6127
Весь мир обошел фильм Романа Полянского «Пианист» о польском музыканте, пережившем ужасы Варшавского гетто в годы Второй мировой войны. Этот фильм был создан по мемуарам Владислава Шпильмана и собрал 40 наград, самые значительные из которых — «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля 2002 года и «Оскар» — высшая награда американской киноакадемии. Последней в этом списке стала первая награда в России — премия «Золотой орел» за 2003 год в номинации «Лучший зарубежный фильм в российском прокате».
Главный герой фильма «Пианист» дожил до всемирного триумфа. Весь мир обошел фильм Романа Полянского «Пианист» о польском музыканте, пережившем ужасы Варшавского гетто в годы Второй мировой войны. Этот фильм был создан по мемуарам Владислава Шпильмана и собрал 40 наград, самые значительные из которых — «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля 2002 года и «Оскар» — высшая награда американской киноакадемии. Последней в этом списке стала первая награда в России — премия «Золотой орел» за 2003 год в номинации «Лучший зарубежный фильм в российском прокате». Владислав Шпильман родился в 1911 году в Польше, учился в Варшавской консерватории у известного польского пианиста Александра Михаловского, а затем в 1931–1932 годах совершенствовался в Берлине у гениального Артура Шнабеля. Композицию Владиславу преподавал Франц Шрекер. После возвращения в Варшаву Шпильман работал на Польском радио, давал концерты, сочинял музыку. Он основал дуэт со скрипачом Брониславом Гимпелем, выступал вместе со всемирно известными скрипачами Генрихом Шерингом и Идой Гендель. В сентябре 1939 года Шпильман играл в студии Польского радио ноктюрн Шопена, и в этот момент началась бомбежка Варшавы. Бомба попала прямо в студию. Блестящая карьера пианиста была прервана. Затем были ужасы гетто, гибель всей семьи — отца, матери, брата и сестер в концлагере Треблинка. Владислав чудом избежал депортации в концлагерь, и это один из самых волнующих эпизодов фильма. Несколько лет жизни в гетто, тяжелейший труд, гибель товарищей, подготовка к восстанию и бегство из гетто, голод и болезни — вот жизнь музыканта с 1940 по 1945 годы. И — чудо освобождения. После освобождения Варшавы Шпильман вернулся на Польское радио и продолжил выступать как пианист — исполнитель камерной музыки. Он написал новые симфонические произведения, а также около тысячи песен. С 1945 по 1963 годы он был руководителем Союза польских композиторов, возродил Объединение авторов и композиторов эстрадной песни, был одним из инициаторов международного песенного фестиваля в Сопоте. Сразу после войны В. Шпильман написал книгу «Смерть города» об ужасах гетто и гитлеровской оккупации. Книга была опубликована в 1946 году, но тогдашнее коммунистическое правительство Польши запретило ее, и только в 1998 году книга Шпильмана была издана вновь и сразу переведена на многие языки. В 2003 году она вышла наконец и на русском языке под названием «Пианист. Варшавский дневник, 1939–1945 гг.» (издательство «Мосты культуры» / «Гешарим») с предисловием сына пианиста Анджея Шпильмана. Большинство людей, слушавших его игру, и не подозревали, что пришлось пережить Владиславу Шпильману во время войны, и только после выхода его мемуаров все осознали величие этого музыканта. Шпильман умер в Варшаве в июле 2000 года в окружении своей семьи — жены Галины и детей. Он дожил до всемирного триумфа своей книги и знал о работе Романа Полянского над фильмом. Режиссер фильма «Пианист» Роман Полянский сам подростком оказался в Краковском гетто, его мать погибла в Освенциме, поэтому ужасы депортации и насилия ему были понятны, и его личные переживания усилили эмоциональную атмосферу фильма. В 2002 году фирма Sony выпустила компакт-диск с записями игры Владислава Шпильмана. Диск открывается записью (1980 г.) именно того шопеновского ноктюрна, который играл В. Шпильман в сентябре 1939 года в студии Польского радио во время немецкой бомбежки. Затем следуют записи сочинений Шумана, Дебюсси, Рахманинова, Баха, а также собственного произведения Шпильмана «Концертино для фортепиано с оркестром», сочиненного в гетто во время оккупации в 1940 году. Шпильман играет поэтично, тонко чувствуя стиль авторов. Особенно хочется выделить исполнение им «Чаконы» Баха — Бузони — мужественное и величественное. Завершается диск исполнением того же ноктюрна Шопена (запись 1948 г.). Один из треков диска можно прослушать на компьютере и увидеть на экране играющего В. Шпильмана. «Сказать, что музыка на диске Шпильмана — источник жизненной силы, это больше, чем поэтическая метафора. Польский композитор и пианист буквально обязан чуду выживания во время Катастрофы музыке в прямом смысле этого слова, и в частности музыке, записанной на этом диске». Это слова сына Владислава Шпильмана Анджея.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции