Раввин Гольдшмидт: путешествие из Цюриха в Москву
Беня мечтал о Швейцарии, а жизнь в России сравнивал с адом. Оказывается, бывает и наоборот — когда покидают Цюрих и уезжают в Москву. Раввин Пинхас Гольдшмидт, главный раввин Москвы, председатель раввинского суда СНГ, родился в Швейцарии, а с 1989 года живет в России. 27 февраля 2010 года в его жизни случилось знаменательное событие — по Указу № 254 президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева рав Гольдшмидт стал российским гражданином. «Алеф» встретился с ним, чтобы узнать подробности этого события.
За заслуги перед Отечеством
– Какова была ваша реакция, когда вы узнали, что стали гражданином России?
– 27 февраля был канун Пурима, нашего самого веселого еврейского праздника. И эта новость добавила радости и хорошего настроения в атмосферу праздника. Оценивая это событие, я бы отметил два аспекта: мое личное отношение и значимость для еврейской общины. Хочу сказать, что гражданство в России получают по-разному. Обычная процедура занимает несколько лет, а по указу президента, как в моем случае, человек может получить гражданство «за особые заслуги перед Российской Федерацией». Такая высокая оценка моей деятельности за прошедшие двадцать лет меня, безусловно, радует. А потом, когда пришли поздравления от российских общин и моих друзей из-за границы, я понял, что это событие имеет не только большое значение лично для меня, но и общественный резонанс. Так власти продемонстрировали свое отношение к еврейской общине России и, в частности, к Конгрессу еврейских религиозных организаций и объединений России (КЕРООР).
– Какие новые возможности для развития еврейской общины России появились у вас в связи с получением российского гражданства?
– В этом событии я вижу практический и символический смысл. Для общины это означает, что теперь я останусь в России. До этого ходили разные слухи, когда я на полгода уезжал преподавать в Гарвардский университет. И для российских властей теперь я россиянин, так что могу представлять интересы общины более уверенно.
– Вы уже 20 лет являетесь одним из лидеров еврейской общины России, занимаете ряд важных должностей. Почему, по вашему мнению, получение российского гражданства заняло так много времени?
– Идея о необходимости получения мной гражданства принадлежит Вячеславу Владимировичу Кантору, в то время президенту РЕКа. Он ее огласил полтора года назад. До этого я не задумывался об этом.
– В СМИ появились сообщения, что получение гражданства стало реальным благодаря поддержке мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова. Это так?
– Когда президент РЕКа консультировался с представителями российских властей о возможности предоставления мне российского гражданства, ему сообщили, что в соответствии с законодательством РФ обратиться с ходатайством к президенту Дмитрию Медведеву должен глава субъекта Федерации. Поскольку я — главный раввин Москвы, то это мог сделать только мэр Москвы Юрий Лужков. В декабре прошлого года я встречался с мэром Москвы в хоральной синагоге на конференции европейских раввинов (в этой структуре, в состав которой входят около 800 еврейских религиозных лидеров из 40 европейских государств, Гольдшмидт назначен на пост председателя. — Ред.). Меня поддержали Главный раввин России (КЕРООР) р. Адольф Соломонович Шаевич и Иосиф Давыдович Кобзон. Хочу отметить, что Юрий Михайлович Лужков — уникальный человек, его отношение к еврейской общине трудно переоценить. Он — настоящий друг, который помогает нам и в развитии еврейского образования, и в возрождении культурных традиций нашего народа. Ремонт хоральной синагоги, выполненный силами московского правительства — это колоссальный вклад в сохранение исторического наследия столицы, дорогого сердцу каждого еврея Москвы.
Как швейцарский еврей стал российским раввином
– Вы владеете несколькими языками: ивритом, идишем, английским, французским, немецким. При этом практически свободно говорите по-русски. Есть ли в вашей родословной русские корни?
– Вы не назвали еще швейцарский и арамейский. Что касается моих корней… Мой прадедушка был главным раввином Дании, а потом — главным раввином Цюриха. Мои родители живут в Цюрихе, это уже четвертое поколение. Предки отца в Первую мировую войну приехали в Швейцарию из Франции, мамины родственники жили в Вене. В 1938 году моя бабушка заболела туберкулезом, за несколько недель до объединения Австрии с Германией они приехали в Швейцарию, там и остались. А родители моего дедушки по маминой линии, все его братья и сестры, оставшиеся в Австрии, погибли в Освенциме. Так что прямых русских корней у меня нет.
– В средствах массовой информации вас называют «литваком». Объясните, почему?
– Это смешная история. «Литваком» я стал на момент получения российского гражданства. Теперь я — россиянин и литвак. Попробую пояснить. В иудаизме есть два направления — хасидское и нехасидское, его называют «митнагдим». Западноевропейские и, в частности, швейцарские евреи не были хасидами. Центр хасидизма был в Венгрии, Польше, Бессарабии и на Украине, а нехасидского движения — в Литве. У меня нет литовских корней, хотя я учился в литовской ешиве в Паневежисе. Родом я из немецкой еврейской семьи, мои предки были последователями движения неоортодоксов, которые пытались совместить Тору с местной культурой и наукой. Это направление ближе к современным ортодоксам. А мой дедушка по материнской линии был из карпатских хасидов.
– Как швейцарский еврей стал российским раввином?
– Мои родители — религиозные евреи. Отец Соломон занимается бизнесом — разработкой автоматизированных систем для переноса одежды на склады. Маму зовут Элизабет. А мой младший брат — раввин в ЮАР. Как я узнал о России? В 1970-х годах отца пригласили сюда работать. Он заинтересовался еврейской жизнью российских евреев, а в то время подобная деятельность была под запретом. Тогда отец стал помогать лидерам религиозных подпольных групп. Приезжая в Швейцарию, отец рассказывал друзьям о своих впечатлениях, о жизни российских евреев. Его слушали с большим интересом — ведь он был единственным человеком из Цюриха, который побывал в России. Мне в то время было лет десять-двенадцать. На меня рассказы отца произвели огромное впечатление. Наверное, тогда и пробудился интерес к России.
– Расскажите о своей семье.
– Моя жена — ее зовут Дара — родом из США, ее дедушка из Минска. Мы воспитываем семерых детей. При этом Дара является учредителем еврейской школы «Эц-Хаим» и еврейского детского пансиона для детей-сирот «Пессин-Ваксман центр». Дара — творческая личность, художница. На прошлом празднике Пурим ее картины продавали на аукционе. Дара — редкая женщина, я счастлив, что нашел ее…
Несекретные подробности
Пинхас Гольдшмидт родился в 1963 году в Цюрихе (Швейцария). Образование получил в США и Израиле. В 1988 году, будучи раввином в городе Назарет, был приглашен в Москву в качестве лектора Института изучения иудаизма при АН СССР, возглавляемого раввином Адином Штейнзальцем. В 1989 году по приглашению Главного раввина России Адольфа Шаевича возглавил раввинский суд СССР, а с 1993 года стал главным раввином Москвы. Пинхас Гольдшмидт — председатель Совета раввинов Европы, один из учредителей Российского еврейского конгресса и Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России. Автор многих научных трудов по Галахе, проводит широкую общественную и образовательную деятельность: по его инициативе в Москве открылась ешива «Оалей Яаков», вместе с супругой он основал еврейскую общеобразовательную школу «Эц-Хаим», снискавшую любовь учеников и их родителей.
Беседовала Лариса ТОКАРЬ, главный редактор журнала «Алеф», Россия
Фото Ильи Долгопольского и Натана Койфмана
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!