Жак Мартин Хендлер. Жизнь и судьба
На концерте в Большом зале консерватории (он состоялся осенью минувшего года), где исполнялись произведения Моцарта, камерным оркестром «Виртуозы Москвы» дирижировал словацкий скрипач и дирижер Жак Мартин Хендлер. Прозвучали две симфонии великого австрийского композитора — №35 и №40, а также фортепианный концерт №20 ре минор. Хендлер тонко чувствует стиль музыки Моцарта, и исполнение было живым и ярким, оркестр играл гибко и очень красивым звуком. Для «Виртуозов Москвы» музыка Моцарта — это что-то близкое и родное, и слушать их всегда очень приятно.
Дирижер Хендлер уже бывал в России с концертами. Судьба этого человека чрезвычайно интересна, а история его семьи — очень трагична. И об этом нужно рассказать. Он родился в 1947 году в Братиславе (в те годы это была Чехословакия, а сейчас — столица Словакии). Его родители были узниками фашистских концлагерей. Мать дирижера Илона Катц в шестнадцатилетнем возрасте попала в Освенцим и сумела выжить благодаря тому, что играла в любительском оркестре концлагеря. Этот оркестр по приказу руководства лагеря организовала скрипачка Альма Розе — племянница Густава Малера, дочь его младшей сестры Юстины (1868–1938), самого близкого для композитора человека, и скрипача Арнольда Розе (1863–1946), которого Малер очень ценил. Оркестр А. Розе спас жизнь многим узникам Освенцима. И как позже вспоминала И. Катц, она тогда решила, что если у нее будет ребенок, то он обязательно будет играть на скрипке.
После рождения мальчика его отец Александр Хендлер и мать Илона Катц приобрели граммофон, и музыка с детства окружала ребенка. В доме звучали записи Бруно Вальтера, Отто Клемперера, Эриха Клайбера и других великих дирижеров, а также певцов того времени. Мальчика стали обучать игре на скрипке с четырех лет. Первым сильным впечатлением ребенка стала пластинка Давида Ойстраха с исполнением «Меланхолической серенады» Чайковского. «Когда дядя играет, — говорил мальчик отцу, — у меня мурашки пробегают по коже».
Позже он поступил в Братиславскую консерваторию, а с приходом Пражской весны смог побывать в Израиле, где некоторое время работал. В апреле 1972 года в Братиславу на гастроли приехал Давид Ойстрах — как говорится, детские мечты сбываются. После концерта Жак Мартин попросил разрешения поиграть для маэстро в гостиничном номере. И сразу же Д. Ойстрах сказал юному скрипачу: «Я беру вас в свой класс!» Обучение Хендлера в Московской консерватории совпало с эпохой расцвета советской скрипичной школы: в те годы, кроме Д. Ойстраха, творили великие педагоги — Ю. Янкелевич, Л. Коган, Б. Гольдштейн,
И. Безродный, они и их ученики широко концертировали.
После окончания Московской консерватории Хендлер начал сольную карьеру в Европе. Он также работал концертмейстером Кельнского камерного оркестра, в Гамбургской опере, в оркестре Байройтского фестиваля под управлением Д. Ливайна. Постепенно он начал дирижировать и в разные годы возглавлял различные камерные оркестры в Швеции, Словакии, Венгрии, Германии. Хендлер часто гастролирует, выступает на музыкальных фестивалях, записал много пластинок. В 1989 году он основал в Люксембурге коллектив «Солисты Европы», который вскоре стал оркестром высокого класса. С ним сотрудничают солисты всего мира: Гидон Кремер (соученик Хендлера по классу Ойстраха), Марта Аргегих, Раду Лупу, Элен Гримо и др. Многие годы с оркестром выступали Мстислав Ростропович и Иегуди Менухин.
За заслуги в области искусства маэстро Хендлер был удостоен многих наград, в их числе — приз города Братиславы Primator Preis 2000, финский орден Белой розы, люксембургский орден Officier de l’Ordre Grand-Ducal de la Couronne de Chene и одна из высших наград Европейского Союза — золотая медаль «За заслуги». Какая блестящая карьера! Мечты его родителей сбылись.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!