Размышления у парадного въезда в «Гараж»
Осенью в Москве состоялась Третья Московская биеннале современного искусства. Основной проект был представлен в открывшемся год назад, но сразу ставшем популярным у московской публики Центре современной культуры «Гараж». Комиссар биеннале — Иосиф Бакштейн. Куратор основного проекта — Жан Юбер Мартен. Современное искусство — не «вещь в себе», а «вещь в других». Все зависит от того, как слово, точнее, посыл художника отзовется. А это, как известно, невозможно предугадать. Сегодняшний зритель биеннале достаточно искушен и воспитан на бесспорных образцах искусства как классического, так и современного. Но в названии основного проекта Третьей биеннале скрыта, вернее, явна кураторская уловка — проект называется «Против исключения».
Куратор основного проекта выставки Жан-Юбер Мартен на открытии так объяснил свой замысел:
«У этого названия много различных уровней понимания. Сегодня мы прекрасно знаем, что все культуры, представляющие нынешний мир, обладают разной ценностью и разным значением. И именно поэтому невозможно говорить, что какая-то культура менее значима или менее масштабна по отношению к другой. В прошлом нередко художественные школы и направления определялись именно посредством исключения того, что находилось рядом с ними. Сегодня у нас есть возможность оценить по достоинству эстетику разнообразия.
Другая возможность интерпретировать название выставки связана с тем, что здесь в равной степени представлены работы тех художников, чьи имена уже давно прозвучали как звездные, тех, кто активно популяризируется западными музеями и галереями, и работы художников, чьи имена не имеют пока отношения к рынку и к галереям. Эти художники работают в интересах и на благо своих стран, они творят в небольших городах, зачастую далеких от центра, и работают в традиции, принятой в их стране, нередко в рамках религиозного контекста. Однако все художники, которые представляют на этой выставке свои работы, принадлежат к общему миру искусства, несмотря на то что они работают в самых разных направлениях и стилях.
И, наконец, третий уровень понимания — это свобода выражения и свобода прав человека. Все художники, работы которых представлены на этой выставке, выступают за полную свободу выражения, и они сочтут свою работу реализованной, если она сможет инициировать дискуссию».
На самом деле, судя по значительному интересу публики и неоднозначным отзывам в прессе, тем для обсуждений и споров появилось множество.
«В этом что-то есть», — думал зритель и искал внутреннего соответствия в себе. И действительно, что-то вызывало радость понимания чужой игры со смыслами, что-то оставляло впечатление неразгаданного ребуса, а что-то шокировало.
Некоторые работы, например «Дефиле» или «Дом престарелых», производили сильное впечатление, но при этом невозможно было избавиться от ощущения, что это связано не столько с художественными достоинствами произведений, сколько с использованием «запрещенных приемов». В любом случае, задача — не оставить зрителя равнодушным — была решена. Старательно соблюдая при этом заявленную политкорректность, создатели экспозиции не всегда соблюдали, если можно так сказать, корректность нравственную. Но такой задачи у организаторов точно не было. Так что, по законам жанра, нет смысла предъявлять подобные претензии.
Одним из ярких и значительных событий этой выставки, безусловно, можно назвать приезд в Москву Альфредо Джаара, американского художника, мастера масштабных художественных проектов, имеющих социальное значение. На выставке он представил свой проект «Звук тишины», посвященный жизни южноафриканского фотожурналиста Кевина Картера, сделавшего фотографию, которая прославила и убила его. Снимок, на котором запечатлен стервятник, охотящийся за умирающей от голода суданской девочкой, потряс мир, принес автору Пулитцеровскую премию и довел его до самоубийства. Джаар ставит вопрос, не давая однозначного ответа на то, что главное в этой работе — история, трагедия или морально-этическая проблематика, с которой сталкиваются военные документалисты? О других уникальных проектах Альфредо Джаара желающие могли узнать на встрече с художником накануне открытия выставки.
Интересны парадоксальные скульптурные метаморфозы швейцарского художника Маркуса Ретца. Его скульптуры иллюстрируют идею о нестабильности и изменчивости формы. Любая вещь может превратиться в собственную противоположность. Все зависит лишь от точки зрения зрителя.
Бельгийский художник Вим Дельвуа, придавая своему бульдозеру ажурные формы готического собора, считает, что создает своего рода храм нового культа — культа машины. Свой творческий метод сам автор называет эмульсией, где при смешивании разных объектов каждый из них сохраняет свои свойства.
Только в основном проекте биеннале было представлено творчество восьмидесяти художников из Европы, США, Азии, Южной Америки, Африки и Океании. А кроме выставки в «Гараже» выставочная программа включала еще сорок специальных проектов и восемь персональных выставок в категории «Специальные гости». Одним словом, каждому посетителю Третьей Московской биеннале было что посмотреть и есть что вспомнить.
Мария МИХАЙЛОВА
Фото Елены МИХАЙЛОВОЙ
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!