Сказочные куклы Эллы Адамовой

 Рахель ЛЕВИНА
 11 декабря 2009
 3772

Эту миниатюрную женщину легко представить с кистью или куском глины в руках, вдохновенно создающей что-то необыкновенное. Творческая энергия проявлялась даже при подготовке выставки ее работ в Московском еврейском центре социального обеспечения «Шаарей Цедек». На этой выставке представлены две экспозиции: куклы серии «Виновницы» и уникальная керамика. Десяток «виновниц» — это собрание изысканных фарфоровых дам, облаченных в натуральные ткани. Как истинные женщины, они подчеркнуто индивидуальны в своих прическах, нарядах, макияже… У каждой характерное лица необщее выраженье. И каждая гордится своим именем. Их назначение — украшая праздничный стол, скрывать бутылки с вином (не навсегда).  

Напольные керамические вазы серии «Еврейские буквы», яркие керамические фонтаны и скульптуры привлекают внимание своей необычностью и подчеркивают разнообразие интересов и возможностей художницы.
– Элла, расскажите о своем детстве. Кем были ваши родные?
– Моя бабушка была модельером — шила драпированные платья. Платье формировалось прямо на клиентке (ткань наматывалась и тут же ушивалась). Это были волшебно красивые платья на один вечер. В наше время элементы этой методики используются в работах Славы Зайцева. Бабушка сшила мне только одно пальто с пелериной, настолько необычное, что я даже стеснялась в нем ходить. Моя мать по профессии была врачом, но увлекалась искусством, литературой, написала и опубликовала несколько художественных книг. Отец был архитектором, он учил меня рисовать, а еще резать по дереву. В детстве перочинный ножик был моей любимой игрушкой. В семь лет я уже знала, что буду скульптором. Куклы в моей жизни появились позже, когда объявили набор художников для Театра кукол в ГИТИСе. Еженедельные лекции у нас читал Сергей Образцов, который учил: «В первую очередь нужно знать, что вы хотите сказать, а во вторую — для кого вы это хотите сказать». Метод обучения у нас был простой: «выплывет — не выплывет». Как это часто бывает в творческих профессиях, «выплыли» не все.
– Были ли в вашей жизни люди, которые помогли вам в творческом становлении?
– Их было много. Стоит особо вспомнить первого (еще до поступления в ГИТИС) учителя — Сергея Федорова. Художник-монументалист, он преподавал в своей мастерской рисунок и живопись. Четырнадцать лет он провел в лагерях, куда попал шестнадцатилетним подростком за рассказанный анекдот. Тогда еще полгода ждали, чтобы ему исполнилось шестнадцать, а потом посадили. В тридцать лет Сергей Федоров поступил в «Строгановку» — Московский государственный художественно-промышленный университет (МГХПУ) им. С.Г. Строганова. После окончания остался там преподавать. В его работах чувствовалась сила характера, строгость, определенность. Учил рисовать «с головой», повторял: «Видно, когда человек рисует с головой, а когда — без головы».
– Вся ваша жизнь связана с куклами. Есть ли среди них какие-нибудь особенные?
– Были куклы особенные по размерам. Во Владимире я когда-то оформляла спектакль «Волшебные очки», одним из героев была кукла-великан, которая сидя была высотой 4,5 метра. Появлялась она так: голова спускалась с колосников, живот разворачивался, ноги выезжали из-за кулис, а руки выносили на палках актеры. Или, например, в большом новогоднем представлении ДК шарикоподшипникового завода на Дубровке часть программы шла на улице. Я делала для нее большие ростовые куклы высотой три метра. Делала и маленьких кукол. Самые маленькие куколки называются «фебульки». Это название произошло от имени одной женщины — Фенибора, которое было сокращено до Феба, а затем появилось уменьшительно-ласкательное Фебулька. Кукла «Фебулька, приятная на ощупь». Почему приятная, поймет каждый, кто возьмет такую куколку в руки: она наполнена специальными гранулами.
– Ваши куклы объездили весь мир — Прага, София, Эдинбург, Париж, Тель-Авив, Берлин, Солт-Лейк-Сити. Расскажите полудетективную историю про кукол, уехавших «без спросу» в Израиль…
– Режиссер Сергей Миронов ставил «Золушку» в Московском театре кукол и очень хотел для этого спектакля красивых, тщательно выполненных кукол. Я сделала 15 кукол, которые работали три года, пока шел спектакль. Дальнейшая судьба кукол меня не очень интересовала, вроде бы их подарили детскому дому. Спустя шесть лет они неожиданно всплыли в Израиле: немного перекрашенные, играли уже в «Синдерелле», но моего имени среди художников не было. Знакомые принялись звонить мне: «Элла, мы видели твоих кукол!» Человек, который их вывез, потратил на это немало сил — приходилось ждать гастролей израильских театров в Москве, заколачивать кукол в ящики с декорациями. Так что воруют и кукол.
– Выставка в «Шаарей Цедек» далеко не первая ваша выставка в еврейских организациях…
– Да, мое сотрудничество с еврейскими организациями началось еще в начале 1990-х. По их заказам я выполняла множество работ. Я всегда с радостью отзываюсь на приглашения выставляться в галереях еврейских культурных центров. Сайт Еврейской галереи Берлина посвятил моим работам отдельную страничку.
– Керамика — это одно из новых направлений вашего творчества?
– Не совсем. В Берлине я сначала училась (в 1993 году), а потом вела кружок керамики. У меня были ученики — очень творческие люди. Новая серия — «Еврейские буквы». Эти буквы просто просятся, чтобы их воплотили в объеме. А сейчас я увлеклась бронзой. Малые формы.

Итак, куклы — керамика — бронза. Что дальше, кто знает?!
Вся жизнь Эллы Адамовой тесно связана с творчеством. Поэтому я даже не удивилась, когда на вопрос, где она обычно хранит красивого большого керамического крокодила, Элла ответила: «Дома, лежит на полу». И не только крокодил — в свое время на диване ее дома лежали принц и принцесса, а в углу стояла коза на колесиках. Ведь сказочные куклы художника Эллы Адамовой — это ее сущность, почти кукольная сказка.
 

Рахель ЛЕВИНА, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции