Тора и современность
Глава «Ваишлах» — «И отправил» Ибо одарил меня Всевышний, и есть у меня все… («Берейшит», или «Бытие», 33:11). Эти слова сказал Яков Эсаву, чтобы убедить его принять дар. Это было возражение на слова Эсава, который вначале отказывался, ссылаясь на то, что у него «есть всего в избытке». В этих словах еще раз проявилось различие между двумя братьями. Довольствоваться тем, что у него есть, — особое качество еврея. Сколько бы ни было — этого всегда достаточно: ведь «воистину богат тот, кто доволен своей долей», так как все, что есть у человека, — от Б-га. Из хасидских источников
Давай я приставлю к тебе из народа, который со мной
(«Берейшит», 33:15).
Эсав хотел дать Якову провожатых, которые бы научили его языку и обычаям его страны, чтобы ему легче было перенять окружающую культуру и в конечном итоге ассимилироваться. Однако Яков отверг это предложение, заявив: «Зачем мне это: заискивать перед тобой и перед другими».
Из хасидских источников
Глава «Ваешев» — «И поселился»
Тема: хасид и Ребе
В этой главе рассказывается, как на старости лет праотец Яков поселился в том месте, где жил его отец («Берейшит», 37:1): «И поселился Яков в стране пребывания отца своего, в земле Канаанской».
Комментаторы замечают, что Яков хотел прожить остаток жизни спокойно. Но праведникам нет покоя ни в этом мире, ни в грядущем: от них постоянно требуются духовный поиск, дальнейший рост и продвижение.
Побывать в раю
То, что принято называть раем, а в еврейской традиции Ган-Эден, скорее указывает на особое состояние души, чем на загробный мир. Поэтому при некоторых обстоятельствах ощутить себя, как в Ган-Эден, можно и в «этом мире». Например, хасиды называли помещение перед кабинетом Ребе нижним отделением Ган-Эден, а сам кабинет, где Ребе принимал посетителей и беседовал с ними по душам, — верхним отделением Ган-Эден. Так и говорили: «Хаим сейчас в нижнем Ган-Эден», — значит, готовится к визиту и разговору с Ребе (ехидут).
Неудивительно, что Алтер Ребе в конце своей жизни в «этом мире» завещал, чтобы всякий, кто будет хотя бы держаться за ручки двери в его кабинете*, не покинет этот мир без покаяния. А это означает, что удостоится своего места в Ган-Эден.
_________
* Сохранит духовную связь
с Алтер Ребе и будет продолжать
соблюдать хасидские обычаи.
Чтобы не оставалось «остатков»
Как известно, остатки жертвоприношений (нотар), которые не были употреблены священниками в пищу, согласно закону Торы, более непригодны и подлежат уничтожению. А ведь это святая и непорочная жертва, посвященная Всевышнему.
Но что может быть дороже для Ребе, чем душа хасида! Поэтому, когда Ребе Шмуэль (4-й Любавичский Ребе) не успевал принять всех хасидов, желающих попасть к нему на аудиенцию до субботы или праздника, он очень расстраивался и называл это «остатками жертвоприношения» — «нотар».
Глава «Микец» — «В конце»
И нарек фараон имя
Йосефу «цафнат-паанеах»…
(«Берейшит», 41:45).
Раши поясняет, что выражение «цафнат-паанеах» означает «толкующий тайное или скрытое», только в обратном порядке: «скрытое толкующий». Почему именно так? Потому что сам Йосеф вел себя скромно, можно сказать, скрытно и не стремился демонстрировать всем свои удивительные способности. Поэтому он и удостоился наития свыше, дающего способность разгадывать и толковать тайные знаки, как сказано («Берейшит», 41:16): «И отвечал Йосеф фараону, говоря: “Без меня Б-г даст ответ, что ожидает фараона”».
Сфат-Эмет
Глава «Микец» и Ханука
Главу «Микец» часто читают во время Хануки. Одним из намеков на праздник можно считать многочисленные упоминания в этой главе денег: деньги для закупки зерна, деньги, которые Йосеф велел положить назад в мешки, двойную сумму денег, которую братья взяли во время второго визита в Египет и т.д. В Торе, как известно, нет ничего случайного. Даже обычай дарить детям деньги на Хануку — «ханукэ-гелт» — имеет свой прообраз в Торе!
«Ликутей Леви Ицхак»
Глава «Ваигаш» — «И приблизился»
Поторопитесь, взойдите к отцу моему и скажите ему: так сказал сын твой Иосеф: поставил меня Б-г господином над всем Египтом —
сойди ко мне, не медли
(«Берейшит», 45:9).
Для обычного человека то, чего достиг «простой еврейский мальчик» Йосеф, — предел честолюбивых мечтаний. Но такому праведнику, как праотец Яков, должность его сына как правителя языческого Египта вряд ли доставит радость и удовлетворение. Так почему же Йосеф, понимая это, велит братьям сообщить отцу в первую очередь именно этот факт его биографии? Все дело в скрытом смысле слов: «поставил меня» (самани) можно толковать как «поставил я» (сам-ани). Другими словами, Йосеф хочет намекнуть своему отцу, что «поставил Всевышнего господином над Египтом» — стал распространять единобожие в Египте. А это повод для законной гордости.
Кстати, согласно научным исследованиям, в истории Древнего Египта на самом деле был уникальный фараон Эхнатон (XIV–XV в. до н.э.), который, по некоторым признакам, не был «коренным» египтянином. Он царствовал примерно в то же время, что и Йосеф, и предпринял попытку покончить с языческими культами и человеческими жертвоприношениями, требуя поклоняться единому Б-жеству.
Новый год хасидизма
19 Кислева (6.12.09) — освобождение Алтер Ребе в 1798 году из тюрьмы в Петропавловской крепости после ареста в связи с клеветническим доносом на него царскому правительству. Этот день отмечается как «Новый год» хасидского движения и хасидского учения.
Про Алтер Ребе говорится, что ему «досталась» «новая душа», которая еще ни разу не спускалась в этот мир. Редкие обладатели таких душ посещают наш мир, чтобы изменить, преобразить его и привлечь новый Б-жественный свет, в данном случае — свет хасидского учения.
Душа из мира Ацилут
Мир Ацилут — мир Б-жественных проявлений, высший из духовных миров. Само название «ацилут» означает «эманация», т.е. раскрытие Б-жественности и в то же время нечто, находящееся рядом с источником Б-жественного света. Только выдающиеся люди и великие праведники удостаиваются душ такого уровня.
Однажды рабби Зуся, выполняя заповедь «и будешь повторять их (слова Торы) своим сыновьям», сидел и занимался Торой со своим сыном. Неожиданно он весь буквально затрясся, что повергло в ужас маленького ребенка.
«Что случилось, татэ?!» — спросил испуганный сын. «Как, разве ты не заметил, как сотрясаются стены дома?! — искренне изумился отец. — А все потому, — пояснил он притихшему сыну, — что возвышенная душа из мира Ацилут прошла мимо окон нашего дома».
Сын не заметил, чтобы стены их дома как-то особенно тряслись, зато он успел заметить, как затрясся его отец. «Неужели я когда-нибудь удостоюсь того, чтобы встретить эту высокую душу?» — мечтательно произнес ребенок. «Все может быть», — ответил отец, и они продолжили учение.
Спустя час в дом вошел простой с виду молодой человек с мешком в руках, о чем-то перекинулся парой слов с хозяином дома и ушел.
«Ну и где же обладатель той “высокой души”?» — мальчику не терпелось увидеть великого праведника. «Этот молодой человек с мешком в руке и есть та самая душа, — с грустной улыбкой заметил рабби Зуся. — Только мало кто об этом догадывается».
Праведник в таких вещах никогда не ошибался: молодой человек с мешком был не кто иной, как Алтер Ребе — автор книги «Танья» и будущий глава хасидского движения.
Кто такой хасид?
Спросили как-то раз рабби Менахема-Мендела из Коцка, кого можно считать хасидом? «Того, кто хочет им быть», — ответил Ребе из Коцка. «Но разве есть такой еврей, который бы не хотел быть настоящим хасидом — благочестивым?!» — изумился спрашивающий. «Да, — ответил Коцкер-ребе. — Например, тот, кто уже считает себя хасидом».
В круге света
Хасидизм — источник духовных сил, который наполняет жизненной силой и светом все вокруг, в том числе и негативные явления (ло-тов). А это еще зачем?! Чтобы ясней можно было видеть собственные недостатки и, благодаря этому, легче их исправлять.
Сборник «Йом-йом»
Хасидизм — оружие, огнестрельный метод
Применяй умеючи метод этот (почти Маяковский)
Хасидское учение — это прежде всего глубокая философия, основанная на идеях из еврейской мистической традиции (каббалы). Но вместе с тем это инструмент и даже оружие для исправления себя и окружающего мира, источник духовного света, с помощью которого мы можем разогнать окружающую нас тьму бездуховности. Поэтому наши учителя и Любавичский Ребе в первую очередь требовали от нас не только глубоких знаний, но и практических действий: служить Творцу всем сердцем и всеми силами души.
Авраамов автобус
И посадил рощу в Беэр-Шеве, и призвал там имя Господа, Б-га вечного» («Берейшит», 21:33).
Американского водителя наказали за принуждение пассажиров к молитве
Управление скоростного городского транспорта Атланты (штат Джорджия) наказало одного из своих водителей за принуждение пассажиров к молитве. Лерой Мэтьюс, не выпускавший людей из своего автобуса, пока они не помолятся, был на пять дней отстранен от работы, и ему предписали впредь не использовать служебное положение для прозелитизма.
The Atlanta Journal-Constitution, 09.11.09
Шатер Авраама давно стал понятием нарицательным. В главе «Ваера» рассказывается, как Авраам посадил дерево, а по другим мнениям, фруктовую рощу или даже разбил шатер*, который служил чем-то вроде постоялого двора или придорожной гостиницы**. Далее в той же фразе сказано: «...и призвал там имя Всевышнего», а комментаторы уточняют: не только сам призвал, но и убеждал других призывать имя единого Творца. А мидраш рассказывает, каким образом.
Согласно преданиям, Авраам принимал путников в своем шатре, кормил и угощал их, причем совершенно бесплатно, но при одном условии: чтобы после еды они прочитали благодарственную молитву в знак благодарности Творцу: «Благословен Всевышний, Владыка мира, хозяин этого хлеба» (брих рахмоно). Если же они отказывались, то — внимание! — он не выпускал их из шатра, требуя оплатить все предоставленные услуги, причем по самому высокому тарифу, ведь его шатер находился в пустыне, а там все стоит дороже! Так он внушал людям идею, что источником всех благ в этом мире является Творец.
Оказывается, и в наше время находятся проповедники, которые пытаются следовать примеру библейского праведника. Жаль только, что они со своими проповедями опоздали на несколько тысяч лет. Да и призывают они вознести молитвы, к сожалению, вовсе не истинному Творцу этого мира.
___________
* Дерево (тамариск), фруктовую рощу или даже разбил шатер. Мы уже писали, что существуют разные мнения относительно значения слова «эшель».
** Глагол «ната» означает «делать посадки и разбивать шатер».
Без комментариев
…И будет он диким человеком: рука его на всех, и руки всех на нем, и падет пред лицом своих собратьев («Берейшит», 16:12).
В начале ноября пришли сообщения о возобновлении военных действий на севере Йемена между повстанцами и правительственными войсками. В этот конфликт оказалась вовлечена Саудовская Аравия. Йеменские повстанцы захватили часть Саудовской Аравии. В ответ самолеты ВВС Саудовской Аравии нанесли ракетно-бомбовый удар по позициям шиитских повстанцев. В этом конфликте власти Саудовской Аравии поддерживают йеменское правительство, в то время как на стороне боевиков, по некоторым данным, выступают Иран и ряд террористических организаций, в частности «Хизбалла» и «Аль-Каида».
Вавилонская башня XX века
И сказали они друг другу: давайте построим себе город и башню, главою до небес; и сделаем себе имя, чтобы мы не рассеялись по лицу всей земли
(«Берейшит», 11:4).
Мы — последнее поколение эпохи Мошиаха, поэтому кому, как не нам, предстоит исправлять все те ошибки, которые были совершены до нас, в течение всех предыдущих поколений.
Люди решили строить «башню и город», чтобы «сделать себе имя» и не быть рассеянными. Результат, как известно, оказался прямо противоположным («Берейшит», 11:8): «И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город». Почти полвека назад был построена очередная «вавилонская башня» — печально знаменитая Берлинская стена, более чем на два десятилетия разъединившая народы Германии.
Рухнула она двадцать лет назад — 9 ноября 1989 года, когда мы заканчивали читать главу «Ноах», в которой описывается строительство той самой Вавилонской башни и последующее смешение языков. Тогда люди перестали понимать друг друга и были рассеяны по всей земле. И вот в это же время происходит обратное явление: одна из «вавилонских башен» XX века — Берлинская стена, которая долгое время разделяла народы и идеологии, наконец снесена. Кто-то видит в этом победу демократии, а мы — одну из примет нашего времени, времени Мошиаха, еще один знак его скорого прихода.
Праздник Ханука
Начало: 1-я свеча в пятницу, 11.12.09, вечером, перед зажиганием субботних свечей.
Справа и слева
Ханукальный светильник устанавливают у входа слева, а мезузу укрепляют на входном косяке справа (трактат «Шабат», 22-б).
Когда-то в русской армии малограмотных солдат, не умевших отличить левую сторону от правой, учили маршировать, отдавая команду «сено-солома». В чем-чем, а в этом деревенские парни разбирались хорошо.
Похожая «считалочка» есть и в еврейской традиции: ханукия — слева, а мезуза — справа. Однако что-то в этом есть не совсем логичное. Ведь именно правая сторона — символ добра и милости (хесед) — всегда является у нас ведущей. Одно из объяснений: мезуза служит для хозяина дома, поэтому ее укрепляют по правую руку от входящего в дом, в то время как свет ханукального светильника предназначен для тех, кто смотрит с улицы, поэтому он тоже оказывается справа, но только по отношению к тому, кто… находится вне дома.
Ниже десяти ладоней
Рабби Ошер из города Слонима имел обыкновение на широкую ногу отмечать зажигание восьмой ханукальной свечи, завершающей праздник. И поскольку это был последний день Хануки, когда мы расстаемся с этим праздником на целый год, он произносил слова, которые принято читать во время окончания изучения очередного трактата Талмуда (адран): «Мы еще вернемся к тебе, ханукальный светильник, а ты еще вернешься к нам!»
Некоторые хасиды не могли взять в толк, к чему все эти славословия: ведь Ханука — «народный» праздник, который, по словам мудрецов, не на небесах, а здесь, на земле, ниже уровня «десяти ладоней»*.
Сын рабби Ошера объяснил, какой смысл на самом деле вкладывает его праведный отец в свои действия: «Когда мудрецы утверждали, что Ханука это праздник «невысокого полета», они вовсе не хотели принизить его значение, подчеркивая, что он не упомянут в Торе, а является лишь постановлением мудрецов. Как раз наоборот: духовный свет и влияние ханукальных свечей настолько сильны, что способны рассеять тьму, которая скопилась в самых низких и темных местах этого мира».
_________
* Согласно законам субботы, уровень ниже «десяти ладоней» является частью т.н. общественного владения. Поэтому предмет, находящийся ниже этого уровня, считается связанным с землей. В данном случае это выражение употребляется образно, чтобы подчеркнуть якобы более «низкий» статус праздника Ханука по сравнению с традиционными праздниками, прямо упомянутыми в Торе.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!