Жертвы и демократия

 Яков Шехтер
 11 декабря 2009
 2854

Слово «демократия» превратилось в заклинание современного мира, этакую мантру, от одного произнесения которой любая проблема должна сама собой немедленно обустроиться, причем наилучшим образом. Все, решительно все, сегодня объясняют наличием или отсутствием демократии: бедность или процветание, упадок культуры или ее подъем, войны, перевороты, восстания и победы на Олимпиаде. Демократия — признак прогресса, знак движения в ногу со временем.  

Несколько тысяч лет назад, когда далекие предки современных европейских и американских демократов гонялись друг за другом, сжимая в руках каменные топоры, Всевышний обратился к Моисею:
– Выбери Бецалеля, — сказал Он, — и пусть тот сделает убранство для моего Храма. Но сначала спроси у евреев.
– Зачем? — удивился Моисей. — Если Бецалель хорош для Тебя, он будет хорош и для евреев.
– Нет, — ответил Всевышний. — В Храм будет приходить весь народ, и поэтому тот, кто его строит, должен быть посланником всех. То есть признан всеми.
В этом небольшом диалоге кроется один из основных принципов современной демократии. Еврейские общины издревле были устроены таким — демократическим — образом. Закон, например, запрещает царю или президенту назначить раввина в какой-либо город без согласия живущих в этом месте евреев.
«Народы созрели для демократии», — утверждает президент Обама и в качестве примера ссылается на «бархатную революцию» в Грузии, «оранжевую» на Украине, «красную», происходящую на наших глазах в Ливане. Но является ли стремление народов к определенному виду устройства общества залогом улучшения существующего мира? Не нужно забывать, что Гитлер пришел к власти самым что ни на есть демократическим путем.
Сразу за описанием утвари, изготовленной Бецалелем, Тора рассказывает нам о жертвоприношениях. Отвлечемся на минуту от протестов Общества защиты животных и попробуем посмотреть, для чего приносились жертвы, в чем их смысл и значение.
Предположим, житель галилейской деревушки реб Хаим, не про нас будет сказано, согрешил. И полагается ему в качестве искупления принести жертву в иерусалимском Храме. Самый разгар жатвы или сева, а он должен бросить хозяйство и отправиться в Иерусалим. Два дня пути: сначала с горы, а потом в гору.
Делать нечего, собирается реб Хаим, берет в котомку немного провизии, тфилин, талит и выходит из дому. У калитки встречает его сосед.
– И куда это вы собрались, реб Хаим? — спрашивает он, увидев дорожную одежду и котомку.
– Да вот, в Иерусалим, — отвечает реб Хаим.
– А-а-а, — многозначительно протягивает сосед. — В Храм, значит?
– В Храм, в Храм, — потупясь, отвечает реб Хаим и выходит на дорогу.
Неудобно реб Хаиму, неприятно. Уже представляет он, что будут говорить соседки, как станут насмехаться мальчишки над его детьми, и тяжко, тяжко становится на сердце.
Два дня добирается реб Хаим до Святого города. Дождь его поливает или жарит солнышко, спит он на лавке в дорожной харчевне, молится в непривычном миньяне. Но вот, наконец, Иерусалим. Спешит реб Хаим на рынок — покупать животное для жертвоприношения. А цены на рынке — ой-ей-ей! Кусаются цены! Долго ходит реб Хаим, пока не подыскивает подходящее животное, покупает его и берется за веревку. Но животное хоть и жертвенное, но не дурное. А жертвенным становиться оно и вовсе не желает, поэтому упирается всеми четырьмя ногами и старается наподдать реб Хаиму молодыми рожками.
Весь мокрый от пота, притаскивает реб Хаим упрямую скотину к входу в Храм. А там уже выстроилась длинная очередь из таких же грешников. Неудобно реб Хаиму, неприятно. Всегда считал он себя достойным, уважаемым человеком — и вот в какой компании оказался.
А молодые коэны — вот же мальчишки негодные! — так и норовят посмеяться над грешниками. Вопросы ехидные задают, рожи корчат. А один взял да и полоснул ножом по веревке. Животное сразу шасть — и побежало. Уж бегал за ним реб Хаим, бегал, насилу поймал. Взял его покрепче за ухо, веревку затянул — и обратно к воротам. А очередь уже прошла. Опять в конец становись! Добрался горемыка до ворот Храма, а там священник давай расспрашивать: что за грех, да как сделал, да что думал при этом. А потом на животное глянул и совсем рассердился.
– Ты что же это, — говорит, — человек нехороший, Всевышнему порченое подсовываешь?
– Как «порченое»? — удивляется реб Хаим. — Я же самое лучшее покупал, непорочное!
– А это что? — тычет священник пальцем в порванное ухо. Видимо, не рассчитал свои силы реб Хаим, перестарался, животину удерживая.
Опять все с самого начала. А денег-то уже нет. На еду и ночлег не остается. Неудобно реб Хаиму, неприятно. И, принеся жертву, спит он голодным на улице и зарекается в жизни своей совершать грешные поступки.
Храм, во всем своем великолепии и святости, был нужен для нравственного очищения народа. Без морального совершенствования человека теряют смысл жертвы и торжественные церемонии. Так же и демократия всего только инструмент, способ правления. Нравственность, духовное содержание обществу должны нести религия и культура. Надеяться, будто один только способ голосования сделает человека лучше, по меньшей мере, наивно.
 

Янкл МАГИД, Израиль



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции