Для чего создавалась ФЕНКА?
Федеральная еврейская культурно-национальная автономия (ФЕНКА) была создана в России 10 лет назад. К этому времени уже существовали многие общественные еврейские организации, которые продолжают функционировать и поныне. Чем было вызвано создание еще одной еврейской организации? На этот вопрос отвечает генеральный секретарь ЕАЕК, президент Ваада, вице-президент ФЕНКА, профессор Михаил Членов
Идея национально-культурной автономии родилась в XIX веке в Австро-Венгрии, где жили разные народы, которые искали форму самоопределения внутри этой империи. С этой же идеей выходил на политическую арену великий еврейский историк Семен Михайлович Дубнов. Он высказал мысль о том, что евреи являются не чужаками в Европе, а сотворцами европейской культуры, и они имеют право на экстерриториальную автономию в европейских странах. В какой-то степени он был прав, другое дело, что история рассудила иначе, и из всех различных течений начала XX века наиболее мощным оказался сионизм, который провозгласил, что цель евреев не автономия в Европе, а возвращение на свою древнюю землю и построение там своего государства.
Тем не менее, диаспора продолжает существовать. Поэтому проблема правового статуса еврейского населения в странах диаспоры всегда будет актуальной, особенно в России. Решительным противником национально-культурной автономии был Владимир Ильич Ленин, который всей силой и мощью своего ораторского таланта обрушивался на эту идею. Поэтому в Советском Союзе она была под запретом. А после развала СССР эта идея «всплыла» и получила свое воплощение.
Еврейские организации, возникшие во времена перестройки, — это общественные национальные организации, которых может быть как угодно много. Народ всегда состоит из людей самых разных мнений, мыслей и политических платформ. Кроме того, существуют религиозные организации, которых тоже может быть очень много. Но это все не определяет статуса еврейского населения в стране.
Что есть евреи в нашей стране? Братский народ? Нацменьшинство? Традиционная конфессия? Этот вопрос достаточно серьезен. Мы порой не обращаем на него внимания, поскольку он не касается простого человека, а ведь он очень важен. В Америке и большинстве европейских стран евреи — это религиозная общность. У нас в России евреи традиционно считаются национальностью и отдельным народом.
Идея Дубнова, вообще идея автономистов возродилась, по сути дела, вместе с перестройкой. Ваад был лоббистом закона о национально-культурной автономии 1996 года. Этому закону предшествовала достаточно серьезная деятельность в течение нескольких лет. Именно в Ваад приходили представители и других нацменьшинств — азербайджанцев, узбеков, корейцев, цыган, немцев. Там и прорабатывалась идея национально-культурной автономии. Такая автономия нужна для рассеянных народов, среди которых — титульные народы бывших советских республик; рассеянная диаспора с центром за пределами России (например, евреи с центром в Израиле); группы, не имеющие государственности нигде (классический пример — цыгане). Все эти группы собрались вместе и организовали Конгресс национальных объединений России — КНОР, который через Думу продвигал закон о национально-культурной автономии.
Закон был принят в 1996 году. Он гласит: «Национально-культурная автономия — это форма самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям». Это первый правовой документ, определяющий статус еврейского населения России.
В 1997 году состоялся первый учредительный съезд Федеральной еврейской национально-культурной автономии (ФЕНКА), чему предшествовало создание региональных и местных автономий. В соответствии с законом, автономия должна строиться снизу вверх. Далее, закон четко разделяет евреев как народ или национальность и иудаизм как религию. Считается, что евреи по национальности могут быть нерелигиозными людьми или исповедовать другие религии. Здесь, конечно, есть некоторое противоречие с тем, к чему мы сейчас уже привыкли, — c восприятием еврейства как религиозной культуры.А сто лет тому назад это было не столь очевидно. Большинство отцов еврейства начала XX века были светскими людьми.
ФЕНКА — светская организация. Закон об автономии определяет еврея как человека, относящего себя к этой национальности. Очень важно, что, в соответствии с законом, на данной территории может быть только одна автономия. Например, в одном городе не может существовать две параллельных автономии. В соответствии с законом, единственная организация, обладающая реальным правовым статусом для национальностей — это национально-культурная автономия (НКА). Закон обязывает власть взаимодействовать с НКА и не обязывает взаимодействовать с общественными и религиозными организациями.
На сегодняшний день существует около 50 местных еврейских автономий и 41 региональная. Это превращает ФЕНКА в достаточно влиятельную организацию общероссийского уровня.
«Солдат, солдат, ищи меня!»
В декабре 1974 года у меня родились двойняшки — Матвей и Марк, а через два года, в декабре 1976-го, в Москве должен был состояться симпозиум под названием «Еврейская культура в СССР. Состояние и перспективы». Власти симпозиум разогнали. В день открытия симпозиума у меня отключили телефон, как впоследствии выяснилось, сроком аж на два года. Я вышел утром, чтобы позвонить по телефону-автомату. Тут ко мне подъехала машина, меня выволокли из телефонной будки, отвезли в милицию, а потом привезли домой - производить обыск. Милиционер во время обыска сидел в прихожей. Выскочили мои двойняшки. Им страшно понравилось, что к ним в дом пришел милиционер, они стали водить вокруг него хоровод и петь: «Солдат, солдат, ищи меня». В это время начался обыск, как раз с детской, — прощупывали все подушки. Хоровод вокруг милиционера умилил всех, в том числе и самого стража порядка. А в прихожей, прямо на сундуке, у меня лежало, то, что они искали - результаты социологического опроса евреев, который мы подпольно провели накануне симпозиума. Я просто забыл их спрятать. В это время моей старшей дочери Ане надо было идти в школу, и я ухитрился эти бумаги затолкать ей в портфель. Сначала Аню не хотели никуда отпускать, но я все-таки добился, и ее в школу выпустили. Она спрятала компромат, позвонила моим друзьям и рассказала, что ее братья пляшут вокруг милиционера. Обыск начался в 9–10 утра, а закончился в 12 ночи. Я сказал, что Уголовно-процессуальный кодекс запрещает обыски в ночное время, и стал выпроваживать этих ребят. Они сказали, что если я дам им еще 20 минут, то завтра они уже к нам не придут. Пока они продолжали рыться в бумагах, мы включили радио и сквозь глушилку услышали, что близнецы Мики Членова пляшут вокруг милиционера и поют: «Солдат, солдат, ищи меня». Оказалось, что с помощью Ани эту историю на забугорное радио передал Владимир Лазарис, сейчас известный израильский литератор.
Михаил ЧЛЕНОВ, бывший диссидент
На фото: Михаил Членов, конец 1970-х
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!