Фернандель: смешной и печальный…
Скромный служащий провансальского банка Дени Контанденмечтал видеть сына знаменитым во всей округе певцом. Мечтать о большем у папаши Контандена не хватало смелости. Сын превзошел ожидания отца. Правда, он не стал знаменитым певцом, зато своей актерской игрой сумел покорить не только Францию, но и весь мир…
Скромный служащий провансальского банка Дени Контанден, все свое свободное время посвящавший выступлениям в кафешантане под псевдонимом Сине, мечтал видеть сына тем, кем так и не удалось стать ему самому — знаменитым во всей округе певцом. Мечтать о большем у папаши Контандена не хватало смелости. Сын превзошел ожидания отца. Правда, он не стал знаменитым певцом, зато своей актерской игрой сумел покорить не только Францию, но и весь мир.
Дебют
В 1908 году пятилетний Фернан успешно дебютировал на сцене старого театра «Шав», который находился в нескольких шагах от дома, забавно играя детские роли в разного рода пасторалях и мелодрамах, древних фарсах и псевдоисторических мистериях. Конечно, в основном это были массовки, но сердце отца наполнялось гордостью и счастьем, когда на сцене появлялся его малыш Фернан. Сын был влюблен в театр и однажды, уже, будучи школьником, заявил родителям, что станет артистом, когда вырастет, и не просто артистом, а артистом-комиком.
А тем временем парижская газета La comedie решила организовать грандиозный конкурс шансонье-любителей. Париж — это признание всей Франции, и по стране шли отборочные соревнования — четверть- и полуфиналы. Претендентов было более ста, на конкурсе Фернан занял второе место и с триумфом возвратился домой. Ему было тогда двенадцать лет.
Сплошные неудачи
Когда началась Первая мировая война, отец ушел на фронт, и о пении пришлось позабыть — отныне Фернану нужно было думать, как зарабатывать на жизнь. Но куда бы он ни устраивался, везде юношу преследовали неудачи. Сначала его приняли на должность младшего клерка в Национальный кредитный банк. Все было бы хорошо, если бы не сигарета, выкуренная на важном посту: он дежурил у кабинета директора и в его обязанности входило докладывать о посетителях, передавая директору визитные карточки. Директор был строг и на решения скор, юного нарушителя правил распорядка уволили без лишних разговоров в тот же день. Он недолго искал очередную работу — на мыловаренном заводе требовались рабочие руки, и пришедший наниматься Фернан был как нельзя кстати. Но и на этом месте он долго не задержался. Серьезный хозяин мыловарни не захотел терпеть невинные шутки своего работника и вскоре его уволил. Ему выдали 62 франка, два пуда мыла и сказали «адью!».
Не удержался он и в Марсельском кредитном товариществе. Работа в подобного рода учреждениях явно не давалась ему. Но молодость и врожденный оптимизм помогали преодолевать житейские неурядицы. По вечерам он по-прежнему пел в маленьких кафе, а когда не было выступлений, отправлялся на вечерние курсы повышать свое образование.
Тем временем вернувшийся с войны отец открывает небольшую харчевню и берет сына в помощники, но доверчивого Фернана обводят вокруг пальца местные мошенники. По неопытности он впутывается в весьма рискованную финансовую сделку, залогом в которой должно было стать небольшое отцовское предприятие. Сделка была не только рискованной, но и сомнительной, вследствие чего все семейство едва не отправилось в тюрьму.
«В результате я ощутил полное отвращение к коммерции и сидячим профессиям и со смутным стремлением к искуплению решил попытать удачи в физическом труде», — напишет позже Фернандель. Он пойдет в докеры, но и грузчика из него не получится.
После очередной неудачи он решит заниматься тем, что всегда привлекало его. И именно этот путь приведет Фернана Контандена к успеху.
За 110 франков в день
В 19 лет Фернан подписывает свой первый профессиональный контракт с кабаре «Эльдорадо» в Ницце — сто десять франков в день.
Но для афиши требовалось звучное имя, и тогда он придумал — Фернандель, что означает «ее Фернан». «Ее» — сестры приятеля Анриэтты Манс, единственной его любви, она вскоре станет его женой и подарит ему трех дочерей. Приятель — Жан Манс, с ним Фернан когда-то работал в банке. Жан тоже поменял профессию — теперь он весьма талантливо сочинял оперетты и песенки, которые на долгое время вошли в репертуар Фернанделя. С ними он стал ездить по стране и быстро убедился, что выбранное им амплуа комика пришлось по душе зрителям.
За два года Фернандель объездил всю Францию. И где бы ни выступал молодой артист, в Лионе или Руане, Лиможе или Тулузе, зрительные залы никогда не пустовали. Именно за ним в труппе было закреплено место первого комика. Его физические данные, талант и неповторимая лошадиная улыбка, о которой упоминали все, кто писал о Фернанделе, выделяли его на сцене. Сам актер рассказывал о своей знаменитой улыбке так: «Когда я пришел к будущему тестю, я очень хотел произвести на него благоприятное впечатление и все время улыбался, пока тесть не заорал: “Да закрой же ты рот, я хочу увидеть твое лицо!”»
В провинции он имел успех, и по возвращении из турне ему нечего было беспокоиться о месте на марсельской сцене. Но театру Фернандель решительно предпочел мюзик-холл. Много позже большинство критиков сойдется на том, что верность Фернанделя комедии — это не только свойство его артистического темперамента, но и художественный принцип. Этому принципу актер будет следовать всю свою жизнь.
…Очень многое в нашей жизни определяет случай. Случайно оказавшемуся в Марселе директору театра «Парамаунт» так понравилось выступление артиста, что он с ходу заключил с ним контракт на многомесячное турне по всей Франции, включая заморские территории. Когда Фернандель вернулся с гастролей, его ждало письмо из парижского театра «Бобино». Столичный театр предлагал ему свой ангажемент.
Долгожданная слава
В 1930 году режиссер Марк Аллегре пригласил Фернанделя сняться в его короткометражном фильме «Лучшая нянюшка» в роли господина Люсьена Пивоина, приглашающего на семейный обед старого приятеля господина Бушемиэля. Внезапная ссора хозяйки дома Эммы со своей служанкой ставит Люсьена в неловкое положение, из которого он всеми правдами и неправдами должен выкручиваться.
Фильм длился всего 20 минут, но и этого было достаточно, чтобы понять — во французском комедийном кино появился новый выдающийся актер. Аллегре решил закрепить успех и в 1931 году предложил ему роль неопытного налетчика в экранизации пьесы Саши Гитри «Белое и черное». В следующем году режиссер предлагает ему работу в фильме «Мадмуазель Нитуш». В этом же 1932 году Фернандель снимается вместе с Жаном Габеном у режиссера Мориса Турнера в киноводевиле «Забавы эскадрона».
В 1936-м он успешно снимается у Кристиан-Жака во «Франциске I», истории о современнике, которого гипнотизер отправляет в далекий XIV век, и в «Одном из легиона», где его герой тоже сбегает, но не от современности в будущее, а в армию от нелюбимой жены.
За Фернанделем прочно закрепляется амплуа беззаботного и легкомысленного человека. Актер добивается комического эффекта чисто внешними средствами: гримасами, ужимками, своей неповторимой улыбкой — ослепительной, как солнце родного Прованса. Но это на первый взгляд. Фернандель наряду с комическим обладал незаурядным драматическим талантом — в своих ролях он был смешон и печален. Режиссер и писатель Марсель Паньон говорил о нем как о человеке, который мог заставить людей смеяться даже тогда, когда им хотелось плакать. В творчестве актера комедия и трагедия — две маски, которые он примеряет попеременно.
Свое умение переходить от фарса и буффонады к драматическим ситуациям Фернандель продемонстрировал в одной из лучших своих ролей 30-х годов — роли парикмахера в фильме Жюльена Дювивье «Бальная записная книжка». Этот фильм на Венецианском фестивале в 1937 году получил приз как лучший иностранный фильм.
«Популярность — это слава без пиджака, с засученными рукавами, — говорил Фернандель. — В Марселе я заработал популярность, но знал, что славу можно обрести только в Париже». И если популярность от славы отделяет всего один шаг, то этот шаг он сделал, снимаясь в кино.
Только кино принесло Фернанделю долгожданную национальную известность, в течение короткого времени он становится одним из самых известных и востребованных французских актеров.
В 1938 году во Франции была объявлена всеобщая мобилизация. Когда Вторая мировая война началась, артист был призван в армию. Из Фернанделя он вновь превратился Фернана Контандена, из актера — в рядового 15-го эскадрона. Новобранец изо всех сил старался честно нести караульную службу на линии Мажино. Но ставшая знаменитой улыбка нерасторопного часового собирала у поста такое количество зевак, что начальство решило освободить актера от военной службы.
Фернандель возвращается домой и решает попробовать себя в роли режиссера. Но как режиссер он снял всего лишь три фильма: «Простак» (1942), «Адриен» (1943), «Адемар и игрушка судьбы» (1951) и вновь возвращается к любимой актерской профессии.
Через год Фернандель получил розетку ордена Почетного легиона и медаль «За гражданские заслуги». Чуть позже он совершит турне по Европе, Америке и Канаде, вернется на родину, вновь будет сниматься в фильмах, станет обладателем — и не раз — премии Куртелена, высшей награды комедийных актеров. Но самой главной его наградой была любовь зрителей.
«Закон есть закон»
В 1958 году известный кинорежиссер Кристиан-Жак приглашает всемирно известного актера Фернанделя на роль таможенника Фердинанда Пасторелли в фильме «Закон есть закон». Другую главную роль, контрабандиста Джузеппе, исполнил не менее известный и популярный итальянский актер Тото. Фернандель предпочитал не сниматься с другими знаменитыми комиками. Но по сценарию в фильме должны были быть два главных героя, и Фернандель согласился.
Действие фильма происходило в небольшом провинциальном городке Ассоле. Он ничем не отличался бы от сотен таких же городков, если бы через него не проходила граница между Францией и Италией, и вся жизнь в нем определяется этим обстоятельством. В Ассоле есть два способа зарабатывать деньги: либо подчиняться закону, либо обходить его. Естественно, что французский таможенник Фердинанд Пасторелли стоит на страже закона и живет, строго следуя ему, а итальянский контрабандист Джузеппе Ла Палья постоянно нарушает закон и всеми силами стремится уйти от ответственности.
Фильм Кристиан-Жака — один из лучших комедийных фильмов не только Франции, но и всего мирового кино. Окрашенный добрым, печальным юмором, он вызвал отклик у миллионов зрителей во всем мире. И, конечно же, комедия обязана своим успехом безукоризненной актерской игре Фернанделя и Тото.
И по сей день зритель с интересом смотрит эту талантливую и остроумную комедию характеров и положений, которая, несмотря на все перипетии рассказываемой трагикомической истории, проникнута любовью к человеку.
Конец пути
За свою творческую жизнь Фернандель снялся в 150 фильмах. В 1963 году на паях с Жаном Габеном он создает собственную кинофирму GAFER (Gabin & Fernandel), целью которой был чисто коммерческий успех. 26 февраля 1971 года великого французского комика не стало.
Виктор ГОРН, Россия
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!