Просто любовь…
Новый фильм Леонида Прудовского «В пяти часах от Парижа» необычен для израильского кинематографа. Картина начисто лишена классических израильских конфликтов. «В пяти часах от Парижа» — фильм о любви. О долге. О том, что важнее в жизни — внезапно вспыхнувшее, пусть и сильное, чувство или многие годы, прожитые вместе…
С 12 ноября в широком прокате на экранах Израиля выходит новый фильм Леонида Прудовского «В пяти часах от Парижа». Этот фильм не случайно удостоился главного приза и приза за лучший сценарий на Хайфском фестивале 2009 года. Работа Прудовского необычна для израильского кинематографа и является наглядным доказательством того, что в последние годы уровень его резко повысился.
Фильм начисто лишен классических израильских конфликтов. В нем нет столь излюбленного левацкими киношниками самобичевания по поводу «оккупации несчастного палестинского народа». Нет и мазохистского копания в ранах ливанских войн. Отсутствует противостояние между правыми и левыми, ашкеназим и сфарадим, нет ни ехидства по поводу религиозных, ни раскрытия «ужасных тайн» ешив и училищ для религиозных девочек.
«В пяти часах от Парижа» — фильм о любви. О долге. О том, что важнее в жизни — внезапно вспыхнувшее, пусть и сильное, чувство или многие годы, прожитые вместе. Это фильм о том, что может случиться с каждым человеком. И о той проблеме, которую ему придется решать.
Двух главных героев фильма — Лину (Елена Аралова) и Игаля (Дрор Керен) — не связывает ничего, кроме неудачно сложившейся личной жизни. Он — таксист, которого бросила жена, человек «хороший, но слабохарактерный». Игаль нерешителен, боится не только резких перемен (пусть даже и к лучшему) в своей жизни, но и полетов на самолете. Его бывшая жена, с которой он, кстати, сохранил хорошие отношения, собирается отпраздновать бар-мицву сына (которого Игаль постоянно подвозит на разные кружки) в Париже, в пяти часах лета от Израиля. Чтобы преодолеть свою фобию, Игаль регулярно посещает психолога и постоянно приезжает посмотреть на то, как отрываются от взлетной полосы пассажирские авиалайнеры.
Лина преподает музыку в школе. Она — несостоявшаяся пианистка, на счету которой только один когда-то записанный диск. Почему ее творческая судьба не сложилась, фильм не объясняет, да это, впрочем, и не важно. Главное, сейчас Лина убедила себя, что всегда хотела преподавать музыку детям. А для души и для добавки к небольшой зарплате преподавателя в школе она подрабатывает в опере. Но не музыкантом, а работником зала — тем, кто на иврите называется «садраном», то есть билетером.
Сын Игаля пропускает ее занятия, отец приходит узнать, в чем дело, и так, собственно, начинается этот внезапный и неожиданный роман. Точкой соприкосновения между этими совершенно разными людьми — коренным израильтянином и репатрианткой, живущими каждый в своем мире, — становятся популярные французские шлягеры Джо Дассена и Адамо, которые Игаль постоянно крутит в своем такси. Для него и для нее это воспоминание о молодости, о несбывшихся мечтах и надеждах.
Повторю — общего у Игаля и Лины почти нет. Но чувство вспыхивает и усиливается от встречи к встрече. Всякая любовь иррациональна, но та, о которой рассказывает фильм — в особенности. Впрочем, это даже еще не любовь, а лишь ее начало, некая общность двух одиночеств, двух несложившихся судеб. Но грустная нежность, которой освещены их отношения, свидетельствует о том, что это чувство может вырасти в большую любовь.
И тут приезжает из Канады Гриша — муж Лины (Владимир Фридман). Гриша хочет переехать в Канаду, где прошел эмиграционные экзамены. И спустя несколько дней после его возвращения из канадского посольства приходит письмо — эмиграционное управление дало положительный ответ. По канадским законам это разрешение имеет силу только в том случае, если муж и жена вместе пересекают границу. Лина оказывается перед выбором: или бросить все и начать новую жизнь с Игалем, или отказаться от своего чувства и уехать вместе с мужем.
Выбор нелегкий, и авторы фильма даже оставляют Лине «зацепку» — Гриша не хотел детей, поэтому они так и остались бездетными. Что перевесит: вспыхнувшее чувство или многие годы совместной жизни, иррациональная тяга к Игалю или моральные обязательства по отношению к Грише? И Лена делает выбор — она уезжает с Гришей.
«В пяти часах от Парижа» лишен не только израильских стандартных конфликтов, но и израильского раздрая, южных страстей, повышенных тонов. Все здесь происходит вполголоса, без надрыва, без характерного для современного израильского общества стремления получить все и сейчас — «мир сегодня», «все сегодня». Собственно, драмы на экране нет — она остается за кадром и о ней свидетельствуют лишь глаза героев.
И тут следует особо отметить игру Елены Араловой. Мимика, глаза ее Лины говорят намного больше, чем те обычные, порой мало что значащие фразы, которыми она обменивается с Игалем, Гришей, своей подругой. В ее поведении чувствуется сила, характер. Решения даются ей нелегко, но отступать от них она не будет.
Игаль понимает это и, преодолев свою нерешительность, отваживается на необычный для себя поступок — приезжает прямо на прощальную вечеринку, устроенную Гришей для друзей на морском берегу в Яффо и признается Лине в любви. Но изменить уже ничего нельзя — она сделала выбор и от него не отступится, несмотря на горечь и понимание того, что чувство к Игалю, наверное, последний шанс для нее — еще красивой женщины, на лице которой уже начинают проступать следы приближающегося увядания.
«В пяти часах от Парижа» — фильм о любви. Просто о любви, которая может прийти к каждому, и с которой каждому придется решать, что делать. Израильский антураж — улицы Бат-Яма, тель-авивский магазин деликатесов, русский ресторан — не имеют никакого значения для действия. С тем же успехом оно могло бы происходить где угодно: во Франции, России, Канаде. И эта универсальность, эта попытка подняться на уровень общечеловеческих проблем делает фильм значительным явлением израильского кинематографа.
В заключение хочется пожелать Елене Араловой скорейшего и полного выздоровления после тяжелейшей автокатастрофы, в которую она недавно попала. У Елены — огромный творческий потенциал, который она просто обязана реализовать. В этом нуждается не только она, но и все мы — ее благодарные зрители.
Давид ШЕХТЕР, Израиль
Комментарии:
Гость
Гость
Гость
Гость
Гость
Канадский гость
2. Никто не мешает съездить в Канаду и вернуться обратно.
Так что конфликт надуман и не имет отношения к реальному миру. Фильм, может быть, действительно трогательный, хорошо бы посмотреть.
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!